Почему, так много написав о причинах
школьной неуспешности ребёнка и о том,
почему ребёнок не хочет учиться,
о несовершенстве школы я пишу
в последнюю очередь?
Разве сама школа, программы, учителя, организация
процесса образования, подход к детям,
уважение/неуважение к ученикам не являются
в большой степени причиной и неуспеваемости,
и нежелания детей учиться?
Сейчас объясню.
Знаете, по натуре я не борец. Я больше творец.
Мне нравится созидать, создавать - и зримое,
и незримое. Для того, чтобы создавать, совсем
не обязательно сначала "расчищать место", что - то
разрушая.
Вполне достаточно осознать плюсы и минусы того, что существует, и попытаться внести свои изменения.
Конечно, это применимо не всегда.
И всё - таки, борьба - это не моя стихия.
Если уж бороться "со злом", то со злом
внутри нас - с ленью, с обидами, со страхами.
Сейчас так модно ругать школу.
У нас в стране сейчас вообще после 70 лет цензуры у всех вокруг просто извержения критики происходят - все критикуют всё. И при этом мы постепенно сползаем
в депрессию - а как иначе, ведь всё вокруг плохо?
Не хочу так. Это глупо, это просто неэффективно.
Не бывает, что вот прямо всё везде плохо, во всех явлениях обязательно есть плюсы, а не только минусы.
Поэтому свой голос в хор хулителей современного
российского образования не вставлю.
Образование наше да, несовершенно. А всё остальное
у нас идеальное? Политика (и политики)? Экономика?
Культура? Медицина? Правоохранительные органы?
Каждый из нас - ангел на Земле, только без крыльев?
Образование - часть системы, элемент государственного
устройства. Система несовершенна - несовершенны и
части. И, кстати, скажу вам как убеждённый оптимист -
всё могло быть, (и не исключено, что будет) намного хуже.
Недавно мне опять пришлось участвовать в разговоре
о том, как прекрасна финская система образования.
Рада за финнов! Молодцы! Ну а нам - то что делать?
Всем ломиться в единственную в Москве финскую школу?
Или все махнём в Финляндию на ПМЖ?
Там и безработным очень хорошо платят, и в армии у них
здорово!
Но действительно ли всё это именно то, что нам нужно?
Если повнимательнее почитать о финской системе
образования, то мы встретимся с некоторыми моментами,
которые нам не привычны, и нам не понравятся.
Мы живём в своей стране, со своей историей и со своими культурными традициями. Может быть, пора
учиться не хаять всё, что у нас есть, а принимать и
совершенствовать?
Так вот, про нашу школу. И про то, чем она отталкивает учеников. Но сначала - почему я не считаю, что это
главная причина и плохой учёбы, и нежелания учиться.
В каждом классе минимум 25 учеников.
Когда учитель только начинает работать с классом,
он ведь сначала относится ко всем примерно одинаково,
ровно. Это со временем у него появляются "любимчики",
и те, кто не нравится, раздражает.
Но ведь объясняет новый материал учитель одинаково всему классу.
Почему же тогда кто-то понял, кто-то не понял,
кто-то вообще всё прослушал? Учитель виноват?
Нет, не виноват. ДЕТИ ВСЕ РАЗНЫЕ!
У всех разный уровень интеллектуального развития.
Родители в своих детей вложились ПО - РАЗНОМУ!
Потому один ученик всё ловит на лету,
другой со второго раза,
третьему надо самому прочесть в учебнике,
четвёртому надо, чтобы ему кто - то всё разжевал,
пятому сколько ни разжёвывай, он всё равно ничего
не поймёт, а шестой и понял бы всё давно, да он
сейчас мыслями не здесь, он думает о новой
"стрелялке", которую он вчера в планшет закачал.
Вот и получается - учитель вроде бы один,
а результаты у всех разные.
Поэтому я не вижу смысла школу ругать.
Из одной и той же школы выходят и будущие
блестящие специалисты, и будущие "никчемушники",
пьяницы и наркоманы. На одних уроках сидели,
одних учителей слушали.
Прошли времена, когда государство было кровно
заинтересовано в том, чтобы его граждане были
как можно более образованными. И государство
другое, и люди у власти другие. И задачи они решают
совсем другие. Это мы, родители, должны быть
заинтересованы в том, чтобы ребёнок хорошо учился,
был успешным, продолжил обучение и после школы.
А учителям - то, по большому счёту, всё равно.
Они просто выполняют свою работу. Кто - то лучше,
кто -то хуже.
Не надо перекладывать нашу ответственность
за учёбу ребёнка на плечи учителей - "плохо учат!"
Как умеют, так и учат.
Всегда были, есть и будут "хорошие" учителя, добрые,
человечные, уважающие учеников.
И всегда были, есть и будут неадекватные хамы и хамки, которые орут и унижают детей. Частенько эти последние - чьи - нибудь дочки, сыночки, племянники,невестки и зятья, которых пристроили на "непыльную"работу.
Выгонят такого из одной школы - его тут же
в другую пристроят. Москва большая, школ много,
знакомых у директора тоже много!
Дорогие родители!
Не ждите идеальных условий для обучения своего
отпрыска - идеальных условий не будет! Перестаньте
на каждом шагу ругать школы, программы и учителей! Лучше возьмите ответственность на себя!
И вложите свои силы и энергию в то, что действительно важно и действительно поможет вашему
ребёнку - в его развитие, воспитание, обучение, помогите
сформировать адекватную самооценку, научите
жить в реальной жизни с реальными людьми.
Не умеете сами? Учитесь!
Да, кстати, для тех, кто не читал обо мне.
Я не работаю в школе! Работала давно, но не долго,
психологом в УВК - комплексе детский сад - школа.
И практически сразу поняла - школьная система -
не для меня. Работать в школе - здесь нужен
определённый склад характера.
Я больше люблю работать с ребёнком индивидуально.
Так что то, что я "защищаю" школу -
не корпоративная этика.
Работа учителя - сложная, нервная, не всегда уважаемая.
Работа в государственной школе - это практически
постоянный стресс, давление на учителя со всех
сторон - родители, администрация школа, чиновники
от образования.
Не всем учителям хватает терпения в этой
непростой ситуации сохранять спокойствие
и вести себя достойно с учениками...
Но, Слава Богу, "нормальные" и даже "очень хорошие"
учителя в школах есть! Большинство ли их?Не знаю...
Мне понравилась статья, хоть кто-то говорит о современной школе объективно.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Татьяна! Стараюсь быть объективной, возможно,не всегда получается,но я к этому стремлюсь!
Удалить