> Подготовка к школе: Твёрдые и мягкие согласные звуки. Согласные, парные и непарные по мягкости - твёрдости.

Поделитесь с друзьями!

24 января 2017 г.

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Согласные, парные и непарные по мягкости - твёрдости.



Согласные   звуки  бывают  твёрдыми  и  мягкими.
Мягкие  согласные  обозначают 
с  помощью  вот  такого   значка [ '].


Произнесите  пары   слов   и  обратите  внимание  на  первый   звук:

мал [м]  -  мял[м']
был [б]  -  бил[б']
нос  [н]  -  нёс [н']
дыма[д]  - Дима [д']


Когда  мы  произносим  мягкий  звук,
серединка  языка  приподнимается  и  
стремится  прикоснуться  к  середине  нёба.

Попробуйте  ещё   раз:
 [м]-[м']
 [б]-[б']
 [н]-[н']
 [д]-[д'] 

Твёрдые  и  мягкие  согласные звуки  образуют  пары.
Если  у  мягкого  согласного  звука  есть  твёрдая   пара, 
такой   согласный   называют 
парным  по  мягкости - твёрдости. 

Это   надо  знать, когда  вы  осуществляете
фонетический   разбор  слова,
о  котором  можно  прочитать  здесь.

Чтобы   объяснить  ребёнку  
понятие  твёрдости - мягкости 
согласных  звуков,
звуки  в  паре  часто  называют "братьями".
Твёрдый - "старший  брат", мягкий - "младший  брат". 
Эти   звуки  обозначаются  одной  и  той  же  буквой,
и отличаются  лишь  положением  языка  
при  произношении.

Для   того, чтобы  помочь  ребёнку  осознать  
явление  твёрдости - мягкости  и  научить  определять,
какой   звук  он  произнёс, или  услышал, (есть  дети,
которым  это  даётся  крайне  сложно), я  играю 
с учениками  в  такую  обучающую  игру:


"Назови  второго  брата"

Я   бросаю  ребёнку  мяч 
и  называю  твёрдый  согласный  звук, а он  должен 
подобрать  ему  мягкую  пару  и  бросить  мяч  обратно:

Я:  [м] , ребёнок: [м']
я:   [д] , ребёнок:  [д']
я:   [п] , ребёнок:  [п'] и т.д.

В  следующий  раз   мы  поиграем  наоборот - я называю
мягкий   согласный  звук,  а  ребёнок - твёрдый:

я:[л'], ребёнок: [л]
я:[с'], ребёнок: [с]
я:[т'], ребёнок: [т].

Затем  игра  усложняется:  я  называю  согласный  звук,
а   ребёнок  должен  определить, твёрдый  это  звук,
или  мягкий.

Следующее   усложнение - я  называю  не  отдельный  звук,
а  звук  в  слове, например,  прошу   указывать  мягкость  или  
твёрдость   первого  звука  в  слове.


Пар   твёрдых  и  мягких  согласных   звуков
  в  русском  языке 15:

твёрдые                   мягкие  

[б]                            [б']
[в]                            [в']
[г]                            [г']
[д]                            [д']
[з]                            [з']
[к]                            [к']
[л]                            [л']
[м]                           [м']
[н]                            [н']
[п]                            [п']
[р]                            [р']
[с]                            [с']
[т]                            [т']
[ф]                           [ф']
[х]                            [х']

Но  есть  и  такие   согласные  звуки, у  которых  нет  пары 
по  мягкости - твёрдости.
Эти  звуки  называют  
непарными  по  мягкости - твёрдости.

Таких  звуков - 6. 
Три  непарных  твёрдых  согласных  звука:
[ж], [ш],  [ц].

И   три  непарных  мягких  согласных  звука:
[й],[ч],[щ].

Я  уже  сказала  о  том, что  парные  согласные - 
и  мягкий, и твёрдый - обозначаются  одной  и  той  же  буквой.
Как  же  нам  тогда  при  чтении 
произносить  согласные  звуки - твёрдо  или  мягко?
Или  как  обозначить  мягкость  согласного  звука, 
когда  мы  пишем  какое - то  слово?

На   письме   мягкость  согласных  звуков  обозначается
1. С   помощью  буквы  ь.
2. С   помощью  гласных  букв  е, ё, и, ю, я.
Эти   гласные  ещё   называют  гласными  второго  ряда, 
в  отличие  от  гласных  первого  ряда: а, о, у, ы, э,
которые  указывают  на  твёрдость  стоящего  перед  ними парного  согласного.

Знание  того, как  на  письме  обозначается  мягкость 
согласного  звука, дарит   нам  ещё  один  способ 
определить, какой  перед  нами  парный  согласный  звук -
твёрдый  или  мягкий?

Если  после  парного  по  мягкости - твёрдости  согласного 
пишется  ь  или  буквы   е, ё, и, ю, я, согласный  мягкий!

пень [п'эн'], ключ [кл'уч'], лимон [л'имон].

(Не  путайте  с  непарными - [ж,ш,ц,й,ч,щ] 
- на  них  это  правило не  распространяется!) :
мышь [мыш], тишь  [тиш], молодёжь [малад'ош],
цепь [цэп'], цитрус [цытрус] - ни  ь, ни  буквы е, ё, и, ю, я
не  означают,  что  звуки  [ж, ш, ц] стали  мягкими! 

Здесь   можно  узнать, что  такое  буквы  и  что  такое звуки.
В  этой статье  я   рассказываю  о  гласных  звуках  и  буквах.

В  этой статье  я  рассказываю  о  том, как  образуются 
согласные  звуки.

Если  вам  необходимо  разобраться  со  звонкостью  и  
глухостью  согласных  звуков, вам  сюда.

Если   у  вас  часто  возникают  вопросы  по  программам 
начальной   школы, рекомендую  вам  приобрести  
"Справочник   школьника", где   есть  практически  
вся   информация   по  школьным  предметам.

Новейший справочник школьника. 1-4 классы. Ирина Терентьева, Наталья Курбатова | Купить школьный учебник в книжном интернет-магазине OZON.ru | 978-5-699-30092-1, 5-8123-0332-0Новейший справочник школьника. 1-4 классы. Ирина Терентьева, Наталья Курбатова | Купить школьный учебник в книжном интернет-магазине OZON.ru | 978-5-699-30092-1, 5-8123-0332-0

Комментариев нет:

Отправить комментарий

НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ! Пишите, что думаете!