> Подготовка к школе: Что такое фонетический разбор слова?

Поделитесь с друзьями!

21 января 2017 г.

Что такое фонетический разбор слова?



Фонетика - раздел  науки о языке, который  изучает  звуковую  сторону  речи. 

Фонетический   разбор  слова - это  анализ  слова  с  точки   зрения  его  звукового  состава - ударения, количества  слогов,
букв, звуков, характеристика  каждого  звука.


Иначе  это  называют "звуко - буквенный  разбор", так  и  мы 
это   называли, когда  учились  в  школе.

О  том,  что  такое  буквы   и  что  такое  звуки, 
чем  они  отличаются, написано  здесь.

ВАЖНОЕ   ЗАМЕЧАНИЕ:  требования  к  записи 
фонетического  разбора   
у   разных  программ, в разных школах, у разных учителей 
могут  отличаться! Чуть  ниже   покажу  это  на  примерах.

Итак, что  мы  должны  отметить  
при  фонетическом  разборе  слова?

1. Количество   слогов (в моей  практике были  учителя, которые  этого  не  требовали).
2. Ударение.
3. Количество  букв.
4. Количество  звуков - чтобы  не  ошибиться  в  этом  пункте, советую  вам  сначала  дать  характеристику  каждому  звуку,
потому  что  если  ребёнок  (и родители) не  очень  хорошо 
разбирается  в  теме,можно запутаться  именно  с  количеством 
звуков.
5. Дать  характеристику  каждому  звуку.

Я  думаю, с пунктами 1 - 4  всё  более - менее  понятно. 
Переходим  к  пункту  5.

Каждый   звук  мы  пишем  в  [    ] (называется  "квадратные  скобки"), это  значок  транскрипции, 
показывает, что  мы  говорим  не  о  букве,  а  о  звуке.

 
Некоторые  учителя  требуют  рядом  с  записью  слова записать  его  транскрипцию, некоторые  этого  не  требуют. 

 самолёт  [с а м а л'о т] 
  
Как   правило, значки звуков  мы  пишем  снизу  вверх. 
Некоторые   учителя  требуют  писать  сначала  букву,
которая  обозначает  этот  звук, некоторые  не  требуют. 
Смотрите  внимательно в тетради 
ребёнка (или  в памятке, которую  дала  учительница), 
как  это  надо  делать  в  вашем  классе.

 с   [c  ]  
 а   [ а ]
 м  [ м ]
 а   [а  ]
 л   [л']
 ё   [ о ]
 т   [ т ]

или  

 [c  ]  
 [ а ]
 [ м]
 [а  ]
 [л']
 [ о ]
 [ т ]

Обратите   внимание!

1.Безударные   гласные  звуки  мы  пишем 
в  квадратных  скобках  не  по  правилам   правописания, а  так, как  слышим  сам[а]лёт!
2.Звуки   парных  согласных  при  фонетическом  разборе  мы тоже  пишем  именно  те, что слышим, а не  те,  какие  надо 
писать  по  правилам  орфографии:  сад [сат], сугроб [сугроп], 
мороз [марос].
3. Мягкие   согласные  мы  обозначаем  запятой  справа от буквы  вверху [ '].
4. Гласные   звуки   после   мягких  согласных  мы  обозначаем 
не   Е, Ё, Ю, Я, а  [э],[о],[у],[а]. В  русском  языке  нет  
гласных   звуков  Е, Ё, Ю, Я, а  есть  только  такие   буквы.
Подробнее  об  этом  здесь.
В некоторых  случаях   они  обозначают  два  звука, а если стоят после согласного - один  звук: 
мех [м'эх], лёд [л'от],  мяч [м'ач'], люблю [л'упл'у].
5. Ь  и  Ъ  звуков  не  обозначают! У разных   учителей 
разные   требования  к  тому,  как  это  отмечать  
в  фонетическом  разборе. Уточняйте,  как  у  вас!
6. Про  буквы   Е, Ё, Ю, Я   читайте   здесь. В  некоторых  
случаях   они  обозначают  не  один,  а  два  звука! 
Учитывайте   это,  когда  будете  считать,  сколько  звуков  
в  слове!


Поехали   дальше! 

Теперь  каждому   звуку   мы   должны   дать  характеристику.
С гласными  звуками  это  очень  легко - надо  записать  всего 
два   пункта - то, что  звук  гласный, и  отметить, ударный  он  
или  безударный (в   каждом  слове  только  один  ударный  
гласный   звук,  все  остальные  безударные!).

А  вот  над  характеристикой  согласных  звуков  придётся  
немного  задуматься.
1. Сначала,  как  и  с  гласными, просто  пишем - согласный.
2. Что   указывать  теперь - в  разных  программах  по - разному. В  одних  школах  сначала  указывают  мягкость - твёрдость, в других - звонкость - глухость. 
Уточняйте, не  стесняйтесь  задавать  вопросы  учительнице - отвечать вам  это  тоже   часть  её  работы. 
3. Если  мы  уже  указали  звонкий  звук  или  глухой, 
теперь  указываем, мягкий  он  или  твёрдый. И  наоборот.
4. Некоторые  учителя  требуют, некоторые  нет - при  каждой 
характеристике  указывать  ещё  и  парность - непарность.

Эта статья   научит   вас  отличать  звонкие   согласные  звуки  от  глухих, 
а   эта статья  рассказывает  о  мягких  и  твёрдых  согласных.

Как   может  выглядеть  готовый   разбор?

морковь    мор - ковь, 2 слога, 7 букв, 6 звуков.
м - [м ] согласный, твёрдый, парный, звонкий, непарный.
о - [а ]  гласный, безударный.
р - [р ] согласный, твёрдый, парный,звонкий, непарный.
к - [к ] согласный, твёрдый, парный, глухой, парный.
о - [о ] гласный, ударный.
в - [ф'] согласный, мягкий, парный, глухой, парный.
ь - звука   не   обозначает.


или:

  мор - ковь, [маркоф'] 2 слога
[м ] - согласный, звонкий, непарный,твёрдый, парный.
[а ]  - гласный, безударный.
[р ] - согласный, звонкий, непарный,твёрдый, парный.
[к ] - согласный,  глухой, парный,твёрдый, парный.
[о ] - гласный, ударный.
[ф']- согласный,глухой, парный,мягкий, парный. 
-------------------------------------
 7 букв, 6 звуков.

или   так:

морковь    мор - ковь, 2 слога, 7 букв, 6 звуков.
[м ] - согласный, твёрдый,  звонкий.
[а ]  - гласный, безударный.
[р ] - согласный, твёрдый, звонкий.
[к ] - согласный, твёрдый, глухой.
[о ] - гласный, ударный.
[ф']- согласный, мягкий, глухой/
[ - ] -  звука  не  обозначает


Ещё   раз  повторюсь - даже   у  учеников  одной   школы, но 
обучающихся  в  разных  классах  встречала  разные требования   к  фонетическому  разбору  со  стороны   учителей.



Очень  рекомендую  вам  иметь  под  рукой  какой - нибудь 
справочник  школьника, например, такой:

Купить книгу Весь курс начальной школы в схемах и таблицах. 1-4 классы. Русский язык, математика, окружающий мир

Комментариев нет:

Отправить комментарий

НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ! Пишите, что думаете!