> Подготовка к школе: Главный секрет занятий с дошкольниками.

Поделитесь с друзьями!

4 марта 2016 г.

Главный секрет занятий с дошкольниками.



Сегодня   я  хочу   рассказать  вам  о  том,  в  чём  секрет высокой   эффективности, а  проще  говоря,  пользы,  занятий с ребёнком. Почему  одна   мама (или  воспитательница   в детском  саду)  говорит: "Мы   занимаемся - занимаемся, занимаемся - занимаемся, просто  целыми  днями! А  толку 
нет   никакого! Ничего  ребёнок  не  выносит  из  этих занятий!" 

  И  перекладывает   такая   безответственная  мама (или воспитательница, или  педагог   на  курсах  подготовки  к школе, что  тоже,  к  сожалению,  очень  часто случается), ответственность   за  бесполезные  занятия
на...  хрупкие   детские   плечи!


  Дескать,  я  вся  такая  хорошая - столько  времени   трачу  на занятия   с  ребёнком, 
а  вот  ребёнок - бестолочь (не   буду  повторять  все кошмарные  слова,  которых   наслушалась  от  таких мамочек).

  А  есть  другие   родители - родители  по - настоящему  
"счастливых  детей". Такая   мама  скажет  "Ой,  да  у  меня  нет  времени  совсем! Мы   и  не  занимаемся   вовсе!". 
Спрашиваю:  "Прямо  нисколечко  не   занимаетесь? И  книги  даже  ребёнку  не  читаете? "

"Да   нет,  книги  мы,  конечно   читаем! Каждый   вечер  перед  сном,  минут  30 - 40. Вот   дочитали  вчера  "Незнайку  в   солнечном   городе". Мы   с  ним   ходили  в  театр  на спектакль  "Незнайка - путешественник",  на  Диму  он  такое   впечатление   произвёл! Я  и  решила   начать  ему   читать! Ещё   моя,  детская  книга! Там  такие   иллюстрации замечательные! У  нас   теперь  все   игры  "в   Незнайку  и  его друзей"! Как   вы  думаете,  ему   уже  можно  по  возрасту читать  "Незнайку   на  Луне",  или  подождать   ещё? "

Я    говорю:  "А   вот  мне   сегодня   Дима  рисунок   подарил! Очень  красиво - дома, деревья, дети  играют. Это  они  в садике,  наверное,  рисовали? Наверное,  воспитатель хороший?"

Мама:  "Да  нет,   в  садике   они  красками  редко  рисуют,  к сожалению. Это  мы   в   пятницу  вечером   решили   порисовать. По  дороге  из  садика  остановились  на  детской площадке,  и  никак  я  не   могла  уговорить  Диму  домой пойти! А  я  была  такая   усталая,  замерзшая, голодная... Что придумать?  Говорю: "Дима,  а  давай  мы  сейчас  дома быстро поужинаем   и  красками  порисуем! Он   так  обрадовался  - сразу  домой   отправился! Поужинали,  уселись   рисовать. Так  увлеклись - не  заметили,  что  уже  спать  пора ложиться!"

Я:  "А   ещё   мне   Дима  сегодня   показывал,  как   писать круглые   трёхзначные   числа - 100,  200,  300  и  т.д. 
Почему - то    мне  кажется,  что  это  он  тоже   не  из  садика 
"принёс".

Мама: "А,  да   это  просто  я  ему   вчера  объяснила,  как  они пишутся.  Как  писать  двузначные,  он  давно  знает. А   вчера стояли  на   остановке,  ждали  автобус - у  нас  все   номера трёхзначные - 148, 717, 765, 766. Дима   пытался   прочитать номера - а   не  получилось. "Семьдесят  шестьдесят  шесть". Я объяснила,  как   могла,  а   потом  дома  мы   взяли  ручку  и бумагу,  и  научились. Он  прямо  весь  вечер   рисовал автобусы  и   писал  на   них  номера,  а  потом  прибегал  ко мне  на  кухню  и  спрашивал  "Я    правильно  написал? Я правильно   прочёл?". Может  быть,  я  неправильно   сделала? Может   это  рано?" 

Тут  мне   вспомнился   один  мой   ученик,  третьеклассник, который   никак  не  мог  запомнить  разницу   между  
"40"  и  "400",  "50"  и  "500"  и  так   далее.  Потратили  мы  
с ним  на  постижение  этого  в  третьем  классе   немало времени - очень  не   любил  мальчик   математику! 


А  мама   Димы   всё   объяснила  своему   сыну  за   один  вечер! (Кстати, Диме - 4, 5  года).

  Почему   же  так   получается? 

Очень  важное   отличие   подхода   этой,  без  сомнения, 
очень  мудрой   мамы - она   "идёт  за  ребёнком".  Эта  мама использует    подходящий  момент,  чтобы  рассказать  ребёнку что - то   новое,  важное,  порой   довольно  сложное! 
Почему   ей   это  удаётся? Почему  ребёнок,  для  многих родителей  "маленький",  усваивает  такие,  казалось  бы, сложные  вещи? 

Всё   очень  просто - мудрая  мама  использует   интерес  ребёнка! Потому   что  именно   интерес  -  главный   побудитель,  главный   мотиватор  к  постижению  нового! 

Ребёнок   чем - то  заинтересован! Например,  он  увидел,  как на  проезжей   части  счищают  снег. Слаженно  работают - трактор  сгребает  снег,  к  нему   задом  подъезжает   самосвал, трактор  засыпает  снег  ему   в  кузов. Ребёнок   просто околдован  процессом,  он  хочет  стоять  и   смотреть! Мама спешит,  ей   некогда,  у   неё   тяжёлые  сумки  и  куча  дел!

Почему   важно  сейчас  остановиться   и  пойти  за  интересом ребёнка? 

Потому   что  сейчас  у  ребёнка   активизированы  все   психические    процессы, которые   мы  так  стараемся   развивать! Восприятие,  внимание, память,  речь,  мышление! 
Используйте  такую  возможность,  помогайте   ребёнку развиваться!  Сейчас  он  "включён"   в  активную   познавательную  деятельность,  потому  что  ему  интересно, ему   очень   интересно! 


Мы   пытаемся    развивать  внимание  ребёнка,  мы   хотим,  чтобы  он  хорошо  запоминал,  мы   хотим,  чтобы  наш  малыш   умел  мыслить,  мы   стараемся,  чтобы    ребёнок  активно  развивал  речь! Так  вот  жизнь  сама  создала  нам  ситуацию,  когда  нам  не  надо  ничего  специально  придумывать,  готовить,  привлекать  внимание  ребёнка - всё   уже  готово!  Нам  надо  только  включиться  в  ситуацию,  потратить  немного  времени  на  общение  с  ребёнком,  поддержать  его  интерес  своими   понятными  ответами  на  его  вопросы - разве   это   ТАК    ТРУДНО? 

Почему   же  тогда  мы   постоянно  дёргаем  наших  детей,  которые   хотят  что-то   повнимательнее  рассмотреть,  во  что-то   важное  для  них  вникнуть,  понаблюдать  за  чем - то  для  них   интересным? 

Неужели  эти  10 - 15   минут,  которые   мы   потратим  на то, что   нашему   ребёнку   интересно  и  полезно,  могут  что - то нарушить   в   нашем   бешеном   ритме? Что   именно? Вы   меньше   времени  проведёте  в  соцсетях  или  в  болтовне  по телефону? Вы   на  15   минут  раньше   перемоете  посуду  и  выдохнете:  "рабочий   день  окончен"? Вы    опоздаете   на  очередной   сериал? 

На   одной    чаше  весов - ваши  интересы,  на   другой  чаше  весов - интересы   развития  ребёнка,  которые,  на   словах,  так   важны  каждой   маме! 


Так   о  каком   же   секрете   я  хочу   вам   рассказать? 

Наверное,  вы  уже   и  так  всё   поняли - ребёнку  должно   быть  интересно! Любые  занятия  "из - под  палки",  по   принуждению - бесполезны, а  часто  ещё   и  вредны (потому   как  отбивают  у   ребёнка  охоту   к   дальнейшим  занятиям!)


Чем  бы   вы  ни  планировали   заниматься   с  дошкольником 
(да   и  не   только  с  дошкольником!), ваша  первоочередная  задача - ребёнка   заинтересовать!

 Заинтересовать - это  значит   заставить   все  познавательные  процессы  работать  "на   полную  мощность,  это   значит  проводить  ваше  совместное  с  ребёнком   время   действительно   с  пользой! 

Ребёнок   лучше   запоминает  то, что    произвело  на  него  сильное   эмоциональное  впечатление. Для  формирования  устойчивого  внимания   необходимо  это  внимание  почаще  на  чём - то  концентрировать, для  развития  речи  надо  больше  с  ребёнком  разговаривать, для  развития  мышления  самое   лучшее - на  простых,  наглядных  примерах  пояснять  ребёнку   смысл   явлений,  взаимосвязь  процессов,  последовательность  событий. 

Давайте  будем  учить  ребёнка  не   за  столом  во  время скучных  занятий,  а  в  повседневной   жизни - в  процессе наблюдений   за  природой   и  жизнью  людей! 


Участвую  в  детской галерее (март 2016) 

















2 комментария:

  1. Очень хорошая статья, мотивирующая. :) Нам действительно часто кажется, что заниматься - это сесть за стол и обложиться тетрадками и книжками. Конечно, и так бывает, и так порой необходимо. Однако гораздо чаще и нередко полезнее познание осуществлять между делом, ориентируясь на интерес ребёнка. Да, вот, кстати, и я сталкивалась с такими изумительными родителями, которые считали, что "ничего- то" они не делают. :)) А родители - то, на самом деле, золотые! :)

    ОтветитьУдалить
  2. Оля,а мне понравилась фраза,что нужно подловить момент для этих занятий.Мне аж стало полегче,потому что специально сесть и позаниматься получается редко.Если уж только Федя не начинает копировать учителей (у него отлично получается) и не усаживает за стол с красками...
    а так,общаемся мы,я рассказываю,про что могу.Но некоторые вопросы меня стыдят,потому что не знаю как ответить.

    ОтветитьУдалить

НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ! Пишите, что думаете!