> Подготовка к школе: Как помочь ребёнку запомнить школьный материал по русскому языку?

Поделитесь с друзьями!

31 января 2016 г.

Как помочь ребёнку запомнить школьный материал по русскому языку?




Как помочь ребёнку запомнить школьный материал по русскому языку?

  Недавно  я  рассказывала   о  том,  как  помочь ребёнку   запомнить   школьный 
  материал,   а  сегодня  я  хочу  предоставить  вам   примерные   задания,   которые  вы   можете   предложить  ребёнку  в  повседневной   жизни,  их  выполнение  поможет   закрепить  и   повторить  школьный   материал.

Очень  большой   плюс  этих  заданий   в  том,  что  они  не   требуют  никакой   подготовки,  для  их  выполнения  ребёнку   не   надо  садиться  за  письменный   стол (а   это  очень  важно,  особенно  для  детей, которые  не  любят  школу,  учёбу, домашние  задания), их  можно   проводить  в  любом  месте - по  дороге  в  школу   и  из  школы,  в  машине,  в  автобусе,  в  очереди - чтобы  скрасить   ожидание  и  т.д.

Если   у   вас   есть   время   и   возможность,  то  вы   можете  сделать   это  повторение   настоящей   игрой,  и  закрепление  материала   станет  лёгким   и  радостным - возьмите   мяч   или   небольшую  мягкую   игрушку  и   бросайте   её   с  ребёнком   друг - другу - как   в   игре  "Съедобное - несъедобное".

Но  одно   уточнение - желательно, (да  нет, не  "желательно",  а  "необходимо"),  чтобы   мама  была  сама  знакома  с  этим  материалом,  и  могла   подсказать,  помочь, и  вообще   понимать - правильно  ребёнок   отвечает  или  нет).


  • попросите   ребёнка   перечислить   все   гласные   буквы (их  10), и  все   гласные   звуки (их   6 - исключаем   буквы  е, ё, ю, я).
  • поинтересуйтесь - в  чём  разница    между  буквами    и  звуками (буквы   мы   пишем  и  читаем,  звуки  слышим  и  произносим, буква - графическое  изображение  звука  на  письме),
  • потренируйте  ребёнка  в  подборе   мягкого    парного   согласного ("Давай   с   тобой   поиграем:  я  произношу   твёрдый    согласный   звук,  а   ты   подбираешь  ему  твёрдую  пару - "м" - "мь", "н"- "нь", "с"- ""сь". А  потом   наоборот - я  называю  мягкий  звук,  а  ты   твёрдый).                                                                                                                                                                                                                                                          В   этой    теме  путаница   очень   у    многих   детей!!!                                                ПОМОГИТЕ    своему    ребёнку   разобраться!!!                                                                                                                                                                                                                        Внимание!  Всегда   твёрдые (не  имеют   "мягкой"  пары) - Ж, Ш, Ц.  Всегда   мягкие (не  имеют   твёрдой  пары) - Й, Ч, Щ.  Помогите    ребёнку   их  запомнить,  запишите  в таблицу и  повесьте   на  видном   месте  (твёрдые  синим   цветом, мягкие  -  зелёным) !
  • предлагайте  ребёнку   разные   имена  существительные   и  просите  определить  их  род (мужской, женский, средний)
  • предлагайте   ребёнку   образовать   множественное (а    потом  единственное)   число  имён   существительных. Особенно   полезно  использовать  слова,  у  которых  меняется    ударение  (дом  -  домА, лес  -  лесА), меняется   буква  в   корне  (ухо -  уши)  или   окончание  звучит  особым  образом: стул - стулья, дерево - деревья,  брат - братья. 
  • тренируйте    в  умении  задавать  вопрос   от  главного  слова    к  зависимому  в   словосочетании   или  предложении - это  позже  поможет  ребёнку  различать   части  речи,   а   потом    и   определять   и  называть  главные    и  второстепенные   члены    предложения (например, стиральная  машинка - машинка  какая? стиральная;  мальчик    учится - мальчик  что   делает? учится;   птицы   улетают  на   юг - кто?  что  делают?  куда? ).
  • учите    ребёнка    подбирать    родственные   слова, заинтересуйте   его   объяснением  их   значений (лес -  все   знают,  что   это  такое - место,  где   растёт   много   деревьев,  лесочек -  это  лес   поменьше,  лесной - это   слово   обозначает  признак,  лесной - значит  из   леса,  связанный   с  лесом - лесной  гость,  лесной   зверь,  лесная  ягода,  а  кто   такой    лесник? а   это   человек,  который   работает  в  лесу,  защищает  лес,  следит   за  порядком  в   лесу).
  • тренируйте  ребёнка   в  подборе   проверочных  слов   на   орфограммы - безударная   гласная    в   корне (например  -  скажи   мне,  как  правильно   писать - рика   или   река? - проверочное  слово  рЕки,   значит,  рЕка;  сталы   или  столы  -  проверочное   слово - стол,  значит  столы)  и   парная   согласная  в    корне  или  на   конце   слова  (как    пишется   правильно - грип    или   гриб? - проверочное   слово   грибы, значит,  надо   писать  гриб,  как    писать -  мороз  или   морос - проверочное    слово   морозы,  значит, мороз).  Почему    это   важно?  Обе   эти   орфограммы  - очень   часто    встречаются,  в  начальной    школе  вообще   так  подобран   материал  упражнений  и  диктантов,  чтобы   эти  орфограммы   встречались  чаще  других. Но   и   ошибок   в  этих  орфограммах   дети   делают   огромное   количество. Потому  что,  даже   усвоив   правило - как   орфограммы   проверять,  во  время  письма  они   этого   чаще   всего   не   делают.  Потренировавшись   в   этом   с   вами   устно,  дети  постепенно   начнут  использовать    эту    проверку   и   на  письме!
  • предложите    ребёнку   просклонять   существительное  по  падежам( заодно   повторите  падежные   вопросы   и   "опорные    слова" для   их   запоминания  - ( И.п. - кто? бегемот, Р. п. - нет  кого?  бегемота, Д.п.  -  дать   кому? бегемоту, В.п. - вижу   кого?  бегемота, Тв. п. - любуюсь  кем? - бегемотом, П.п.- пишу   о  ком?  о  бегемоте ). Чтобы    заинтересовать  ребёнка  (а   заодно   и  развить  его   способности), предлагайте    сначала  выбрать  тему  слов. "Давай   сегодня  мы  будем   склонять  слова,  которые    "растут" - овощи, фрукты, ягоды, цветы,  деревья",  "сегодня  мы  склоняем   только  то,  что  летает", "давай   сегодня  мы    будем  склонять   только   электроприборы. Как    ты  думаешь,  как    образовалось  это  слово  "электроприборы"? А  какие,  кстати,  у  нас  дома  есть  электроприборы? 
  • спросите  ребёнка,  какие    правила   правописания  он  помнит
  • попросите  придумать  5  слов  с  непроизносимыми   согласными (например,  лесТница, соЛнце, чесТный, месТность, радосТный). Заодно   попросите   объяснить ("слушай,  я  так    давно  училась  в  школе,  всё   забыла...),  почему  мы  их  так    пишем.
  • попросите  вспомнить  5   слов  со  сдвоенными   согласными  (аллея,  шоссе,  металл, ванна, телеграмма). Спросите,  помнит  ли  ребёнок,  как   их  можно  переносить (одна  согласная   остаётся  на  строчке,  другая  переносится).
     Конечно,  я   могу  вам  предложить  ещё   десяток   заданий   на  повторение  школьного  материала,  но  здесь  дело  не  в  количестве,  а   наоборот  - в  частоте   повторения  одного  и  того   же  задания.  К  тому  же,  я  уверена, любящая  мама,  увидев,  что  ребёнку   нравится   так  заниматься,  и  эти  занятия   дают  свои  плоды,  сможет   и  сама  придумать  подобные  задания   для  запоминания   школьного  материала!

                           Желаю  вам   приятных   совместных   занятий!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ! Пишите, что думаете!