> Подготовка к школе: Как помочь ребёнку запомнить школьный материал?

Поделитесь с друзьями!

20 января 2016 г.

Как помочь ребёнку запомнить школьный материал?

   


  Когда   я  училась   в  начальной  школе,  была  очень  популярна  "Песня      первоклассника",  которую  пела  Алла  Пугачёва :

      Нагружать   всё   больше   нас
      стали   почему -то,
      Нынче  в  школе   первый  класс
      Вроде   института...


      Нам  учитель  задаёт

      с  "иксами"  задачу,
      Кандидат  наук  и  тот
      Над   задачей   плачет

     То  ли   ещё   будет - ой-ё-ёй!


С  тех  пор   прошло  несколько  десятилетий. Школьные  программы   стали  ещё   сложнее.

А  большинство  первоклассников   стали  хуже  готовы  к  школе - о  причинах  расскажу  в  отдельной   статье.
Учиться   в  школе  многим  детям  трудно. А  некоторым - очень  трудно. Задача  родителей - не  стыдить,  не  ругать,  а   помогать!  Школьная  программа  предполагает   очень  большой  объём  материала  для   запоминания, однако  у   большинства  учеников  начальной   школы  память  развита   недостаточно  хорошо...

Сегодня  я   хочу  рассказать  родителям  о  нескольких  приёмах, которые   помогают  детям   запоминать  школьный   материал.


  1.Таблицы  - "напоминалки". Например,  вот   такие :







Таблицы  можно   переписать  из  учебника,  или  справочника, найти  в  интернете  и  распечатать, или  сделать  вместе  с  ребёнком. Пока   их  немного,  и  они  соответствуют  последним   школьным  темам,  их  удобно  размещать  на  стене  над  рабочим  местом  ребёнка. (когда "напоминалки"  уже  не  очень  актуальны, отправляем их  в  папку  с  файлами, имею в виду папку  реальную, а не виртуальную). Очень  удобно  использовать  для  размещения  "напоминалок"  пробковые  доски - я  сама  просто  обожаю  эти  доски  и  всегда   рекомендую  родителям  их  приобрести   и  повесить  над  письменным  столом. На  эти  доски  очень  удобно  прикреплять  справочную  информацию,  различные  расписания, "напоминалки", рисунки  и  аппликации  ребёнка. Хочу  отметить,  что   все  дети,  над  чьими  столами  появились  эти  доски, сами  начинают  с  удовольствием  что-то  к  ним  прикреплять - записки, школьные самостоятельные работы с "пятёрками", рисунки, смешные картинки. И, разумеется, возможность  в  нужный   момент  "подсмотреть"  на  таблицу - подсказку  помогает   запоминать  материал.

2.Купить   обучающее  пособие   и   предложить  ребёнку   проделывать  задания  из  него.Однозначно  очень  полезно. И однозначно  не для  всех. Ребёнок, который   "с  боем"   садится   за  уроки,  вряд  ли  захочет   заниматься  дополнительно. Но  здесь  есть  две   "хороших  новости". Во - первых,  почти  ко  всем  школьным  программам   сейчас    выпущены   сборники   самостоятельных   и  контрольных  работ. Вы   понимаете? Вы   можете   заранее   проделать  с  ребёнком   самостоятельную  или  контрольную  -   ту  самую,  которую  ему   дадут  в  классе. Тут  очень  важно   удержаться  от  "натаскивания",  от  желания  заставить  ребёнка  просто  тупо  запомнить   ответы (а  особенно - выполнить   при   этом  задания   за   него!). Что  тогда  он  будет  делать  в  школе,  если  ему  дадут  другой  вариант? Или  вызовут   к  доске  выполнять  похожие  задания, но  с  другим  содержанием? Ни  в   коем  случае   не  пытайтесь  этого  делать! Выполнять   задания   самостоятельной  или   контрольной  работы   дома   ребёнок   должен  сам! Ваша  задача - определить   трудности  и  помочь  ребёнку  освоить  материал,  который   он  плохо   усвоил! И  вторая  "хорошая  новость" - сейчас  появляются  пособия,  где   задания  изложены   в  игровой   или  шутливой    форме. Например, "Задачник"   Григория   Остера. Там    собраны  придуманные   автором  действительно   смешные (правда, иногда   слишком  "жёсткие", на  мой   взгляд, задачи). Их  надо  прочитать,  посмеяться,  а  потом  действительно  решать. 

А  недавно  я  узнала   о  книгах  замечательного  автора, бывшей  школьной  учительницы,  Татьяны   Рик.  Татьяна  написала  просто  замечательные  книги,  в  которых  в  форме  сказочного  повествования  рассказывает  о  частях  речи,  их  признаках  и  особенностях. Книги    называются " Здравствуйте, Имя Существительное!", "Здравствуй, дядюшка  глагол!", "Доброе  утро, имя  прилагательное! ", "Привет, наречие!", "Как  живёшь, наречие?" . Книги  очень  занимательные, а главное - они  помогут  ребёнку  усвоить  важную  информацию  о  частях  речи! В  книгах  много  картинок, и все они  нарисованы  самим  автором! 
;Такая  книга - просто  подарок  для  родителей,  которые  хотят  поддерживать  у  ребёнка  интерес  к  учёбе  и  помогать  ему   запомнить  школьный  материал! 


             


Если   вы  нажмёте   на  изображение   книги,  вы сможете  познакомиться  с  ней   более  подробно  и   узнаете  её   цену   на   "Книжном  лабиринте"!






3. Родителям  желательно    самим    разобраться   со  школьным  материалом   и  помогать   ребёнку   освоить   или    запомнить  его   в  повседневной   жизни. На  самом    деле,  почти  все   родители   это  уже   делают. Когда  мы   на  ходу (по  дороге   куда - то, сидя  в  машине, просто  за  выполнением    домашних  дел), просим  ребёнка   ещё  раз  рассказать  нам  стихотворение,  которое  ему  задали  выучить, или  "гоняем"   его  по  таблице  умножения,  или   предлагаем  порешать   в  уме  примеры. Это   очень  полезная  работа! Мы  тренируем  память,  мы  закрепляем  материал! Так  можно  и  нужно  повторять  как  можно  больше  сведений! Например,
  •    попросите   ребёнка   перечислить   все   гласные   буквы (их  10), и  все   гласные   звуки (их   6 - исключаем  е, ё, ю, я),  поинтересуйтесь - в  чём  разница    между  буквами    и  звуками (буквы   мы   пишем  и  читаем,  звуки  слышим  и  произносим, буква - графическое  изображение  звука  на  письме),
  • потренируйте  ребёнка  в  подборе   мягкого    парного   согласного ("Давай   с   тобой   поиграем:  я  произношу   твёрдый    согласный   звук,  а   ты   подбираешь  ему  твёрдую  пару - "м" - "мь", "н"- "нь", "с"- ""сь". А  потом   наоборот - я  называю  мягкий  звук,  а  ты   твёрдый). В   этой    теме  путаница   очень   у    многих   детей!!! ПОМОГИТЕ    своему    ребёнку   разобраться!!!  Внимание!  Всегда   твёрдые (не  имеют   "мягкой"  пары - Ж, Ш, Ц.  Всегда   мягкие (не  имеют   твёрдой  пары) - Й, Ч, Щ.  Помогите    ребёнку   их  запомнить,  выпишите (твёрдые  синим   цветом, мягкие  -  зелёным) !
  • предлагайте  ребёнку   разные   имена  существительные   и  просите  определить  их  род
  • предлагайте   ребёнку   образовать   множественное (а    потом  единственное)   число  имён   существительных
  • тренируйте    в  умении  задавать  вопрос   от  главного  слова    к  зависимому - это  позже  поможет  ребёнку  различать   части  речи,   а   потом    и   определять   и  называть  главные    и  второстепенные   члены    предложения (например, стиральная  машинка - машинка  какая? стиральная;  мальчик    учится - мальчик  что   делает? учится;   птицы   улетают  на   юг - кто?  что  делают?  куда? ).  
  Этой   теме - словесным  упражнениям   по  программе  начальной  школы   будет  посвящена   моя  следующая    статья.
  
        4.  Поискать   и  приобрести   игры   по  трудной  теме. Например,  в  своей  работе  я  использую  разные   игры  на  карточках,  автор  которых  А. Штец. Эти   игры  стОят  не  дорого, а  польза  от  них  огромная! Есть  игры  для  обучения  чтению (5   разных  уровней,  они   называются  "ЛЕВ", "КОШКА", "СОБАКА", "ЛИСА", "ЁЖИК"),  есть  игры  по  математике "ДРУЗЬЯ", "ЛИСЯТА",  есть  игры  по  русскому  языку. "СОВА" - поможет  ребёнку  научиться  подбирать   проверочные  слова  к  словам  с  безударной  гласной  в  корне,  ещё  3  игры ("ЗАЙКА", "ПАРОХОД", "КЛОУН"   научат   правильно  писать  безударные  окончания  имён  существительных, прилагательных и глаголов).  Этим  играм  и  посвящу  отдельную  статью,  познакомлю  с  ними  поподробнее,  и  расскажу,  как  по - разному  можно  эти  игры  использовать. На   сайте   "Книжный   лабиринт"  есть  их  описание,  и  там  же  их  можно  заказать. 


        5. Помочь  ребёнку   стать  "немного  ботаником" - то  есть  вообще   больше  внимания  уделять  его  интеллектуальному  развитию. На  первый  взгляд,  задача   кажется  весьма   и  весьма  трудновыполнимой, но  если  поставить  перед  собой  такую  цель   и  планомерно  двигаться  к  ней,  то  всё   получится. Конечно, родителям  придётся  потрудиться, но  это  как  раз  тот  случай,  когда  ваш  труд  будет  вознаграждён,  хотя,  возможно, и не сразу!  Главное - ограничить  ребёнка  в  общении  с телевизором, компьютером, различными   электронными  гаджетами, и  в  освободившееся  время  постараться  заинтересовать  его   различными  видами  умственной  деятельности. Начать  можно  с  разгадывания  кроссвордов  и головоломок  для  детей, изучением  книг  и  журналов,  где  предлагается  вклеивать  наклейки  на  нужные  места (почти  все  дети  это  обожают),  совместных  интеллектуальных  игр (разные  лото, шашки, игры - "бродилки", знакомые  всем  с  детства  "Морской  бой", "Крестики - нолики", "Виселица").

   Дорогие   родители! Я  желаю  вам  терпения  и  оптимизма  в  общении  с  вашими  детьми!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ! Пишите, что думаете!