> Подготовка к школе: Подготовка к школе.Как решать примеры на вычитание, используя знание состава чисел.

Поделитесь с друзьями!

2 декабря 2015 г.

Подготовка к школе.Как решать примеры на вычитание, используя знание состава чисел.

    Итак, мы выучили состав числа! Это была большая работа! Теперь наш ребенок может с легкостью вспомнить состав всех чисел до 10!  Например, мы спрашиваем, как может быть составлено число 9, ребенок радостно отвечает: 8 и 1, 7  и  2, 6  и  3, 5  и 4! Благодаря тому, что ребенок знает состав числа, он   может  быстро и легко решать примеры на сложение! Но тут возникает новая проблема: у ребенка не получается так же легко и быстро решать примеры на вычитание. А если честно, то примеры  на  вычитание он решает чаще всего совсем неправильно, если не пользуется пальцами или счетным материалом. Что же делать?
    Почему   же  ребёнок   плохо   справляется  с   этими  самыми  примерами  на  вычитание?  Неужели наш ребенок глупый и бестолковый? Или это мы плохие родители и плохо  его    учим? Нет! Нет! Успокойтесь пожалуйста, все в порядке! Для того, чтобы ребенок   мог  правильно решать примеры на вычитание, нужно проделать небольшую работу. Мы должны объяснить ребенку один очень важный момент - взаимосвязь арифметических действий сложения и вычитания. Ребенок должен не только знать состав числа, но еще и понимать, как использовать свои знания для вычитания чисел.

    Давайте опять вернемся в состав чисел. Нам нужно ввести   новые понятия. Понятия  части  и  целого. Например, состав числа 8. Ребенок говорит: число 8 можно составить из чисел 5 и 3. Давайте сейчас на этом остановимся. С помощью счетного материала, или графических изображений, мы должны показать ребенку такую важную вещь: 8 это целое, и оно составлено в данном случае из двух   меньших  частей - 5 и 3. Еще раз: 5 и 3 - это части, а 8 это целое! Вообще понятия части  и  целого будут очень важны для ребенка при обучении математике в школе. Если он сможет осознать, что в математике целое состоит из частей, ему будет легче решать примеры, и решать задачи и в одно, и в  два,   и    в  три, и   в  четыре  действия! Дадим   ребёнку   подсказку  -  среди    любых  трёх   чисел   целое  -  это  самое  большое   число! Как   понять,  где   целое,  а     где   части?  Целое - самое   большое   число, а части - это  меньшие  числа!


      Итак, с   целым  и  частями мы  почти   разобрались. Что дальше? А теперь будем использовать задания вот такого вида, подобных  достаточно много в рабочих тетрадях Людмилы  Георгиевны   Петерсон. (Только  там  они  выглядят   немного  иначе, разумеется).





      Давайте посмотрим, что мы здесь  видим. Данное задание  на состав числа 7. Сначала работаем  с    первым столбиком.

    "Посмотри, здесь нарисованы деревья.   Деревья лиственные  и   ель. Давай договоримся, что лиственные  деревья - это клёны.   Сосчитай пожалуйста, сколько здесь кленов . А сколько елей?И   клёны,   и  ель - это деревья.    Клёны  и   ель  -  это части, части целого. Целое здесь  - это деревья.     Давай с  тобой запишем примеры, которые мы можем составить, глядя на эту картинку . Запишем:  к    6 клёнам  прибавить 1 ель, равняется ... сколько будет вместе? Правильно, 7!  А теперь давай запишем этот пример немного иначе.
 K   одной   ели  прибавим  6 клёнов. Ты догадаешься, сколько получится? конечно, получится 7.  А вот теперь мы с тобой будем вычитать. На 1 место мы запишем число 7. 7 это целое, это  самое   большое  из  трёх  чисел, это все деревья вместе. У нас 7 деревьев .Представь, что нам нужно узнать, сколько  здесь   елей. От   7 деревьев отнимаем 6 клёнов,  и у нас остается один 1. А теперь запишем еще один пример: у нас всего 7 деревьев,мы не знаем сколько у нас кленов, и хотим это узнать. От 7 деревьев мы отнимем Один, потому что у нас одна ель. Сколько же у нас осталось? У нас осталось 6 клёнов. Посмотри, используя только  3 цифры, мы записали целых четыре примера. Два примера на сложение  и  два примера на вычитание. Мы с тобой знаем состав числа 7: 6 и 1 в месте будет 7, и  если  мы это точно знаем, мы можем быстро решать вот эти четыре примера,  два    на  сложение, и   два на вычитание

Переходим ко второму столбику. Что  здесь нарисовано?  Два яблока   и   5   груш. Давай подумаем, какие два примера на сложение мы можем записать? Совершенно правильно, к  2 яблокам прибавить 5 груш равно 7. А теперь поменяем наши части местами к  пяти прибавить 2  вместе будет 7. Ты видишь, мы можем части поменять местами, в любом случае ответ у нас будет одинаковый. А сейчас давай мы с тобой запишем два примера на вычитание! Как ты думаешь, какое число у нас будет на первом месте, из какого числа мы будем вычитать, какое число мы будем уменьшать? Правильно, это  число  7,  оно  самое  большое. Мы будем записывать такие   примеры:  от 7 отнять 2 равняется 5, от 7 отнять 5 равняется 2. 

  Представь себе, что мы не видим эту картинку, а просто решаем задачу. Задача  могла бы быть такая:  мама купила 7 фруктов, она купила два яблока, а   остальные груши. Вопрос: сколько груш купила мама? Как ты думаешь, какой   из этих примеров подошел бы нам, чтобы мы могли решить эту задачу? Правильно, первый пример, молодец! Давай  теперь   придумаем  задачу   ко  второму   примеру!

 А теперь переходим к третьему  столбику!  Давай посмотрим,что здесь  нарисовано? Чашки. У нас есть целое - это чашки. Посмотри, чашки у нас одинаковые? Да, все чашки у нас  в  полоску. Но некоторые чашки у нас маленькие, остальные большие. Наше  целое - чашки  - состоит из двух частей: маленькие чашки и большие чашки. Попробуй составить примеры самостоятельно . Молодец ты все записал правильно!  Ты уже запомнил, что от того, что мы меняем части   местами, наш ответ не меняется


   Ребёнка-дошкольника вполне можно познакомить с понятиями слагаемые и сумма. Вам не обязательно требовать от ребенка, чтобы он повторял эти термины, Но, если вы будете сами постоянно их повторять, ребёнок  их   запомнит и будет ими пользоваться. Поэтому мы можем так говорить:  первое слагаемое 4, второе слагаемое 3, сумма 7. А во втором примере мы переставили слагаемые, поменяли их местами   и   сумма  не изменилась. В первом классе ученики будут проходить  переместительное свойство сложения, я   думаю, многие из вас его запомнили на всю жизнь: "От перестановки мест слагаемых сумма не изменяется". Вы    видите, наши дети уже потихонечку осваивают программу первого класса!



    В результате нашего с ребенком занятия  должны получиться вот такие записи. (У   меня  не  все   примеры   дописаны).





 Если вы потратите совсем немного времени, вы сможете составить для ребенка такие задания на состав всех чисел до 10, и даже выйти во второй десяток, что тоже очень важно для ребенка.


   Очень хорошая идея:  почти каждому ребенку будет очень интересно и очень полезно самому придумать и нарисовать такие задания. У  ребёнка   это займёт довольно много времени, и это хорошо! Хорошо, потому что выполняя  такое задание, то есть готовя задания для самого себя, ребенок развивает замечательные качества, которые необходимы для обучения в школе: усидчивость,  целеустремленность, умение доводить начатое до конца. При этом будут совершенствоваться психические процессы: внимание, мышление, память, речь. И, конечно же, будет развиваться мелкая моторика!



Еще одно важное замечание. Наверное, вы все помните, в  школе учителя нам часто говорили: "Повторение - мать учения!". Это на самом деле очень верно. Поэтому будет совсем неплохо, если одно и то же задание ребенок будет выполнять несколько раз. Именно так и происходит запоминание - когда ребенок несколько раз выполняет одно и тоже задание. Конечно, если у него есть такое желание. Об этом я писала   в этой статье, все занятия с ребенком нужно проводить на позитиве. Обязательно хвалить ребенка, подбадривать, уважать его усилия и отмечать малейшие удачи. 

Я желаю вам приятных и полезных занятий с вашим ребенком!

 Я буду вам очень благодарна, если вы поделитесь со мной и  с  нашими читателями тем, каких успехов вы добились, с каким настроением ребенок выполнял эти задания!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ! Пишите, что думаете!