> Подготовка к школе: Подготовка к школе. Учим состав числа. А зачем?

Поделитесь с друзьями!

1 декабря 2015 г.

Подготовка к школе. Учим состав числа. А зачем?

     Родители   дошкольников (у    которых  нет   знакомых  с  детьми - учениками  начальной   школы)  часто  недоумевают: Зачем    учить  состав   числа? Кому   это  нужно? Пойдёт  в  школу - выучит!

    У    родителей   учеников   первого  класса   такого  вопроса  уже  не   возникает. Они  уже    всё   поняли. И  схватились  за  голову "Почему    мы   не  выучили   перед  школой   состав   чисел? Как   нам  теперь   всё   успеть?  Как   решать  примеры   и  задачи?"


    Для  тех,  кто   ещё   пребывает  в  счастливом  неведении,  отвечаю  на   вопрос  "Зачем   учить  состав   числа"? так:  мы   с  ребёнком  учим  состав   чисел  для  того, чтобы    ребёнок  мог   считать  в  том  темпе,  который  требует  школа,  а,  следовательно,  не   отстал  от  программы   и  был  успешен. "Зачем    учить   состав  числа?" - для  того,  чтобы   быстро   считать. По    современным  программам   не   предусмотрено,  чтобы  ребёнок  решал  примеры  и  задачи.  используя  свои    пальцы  или  счётные   палочки. На   это  нет  времени. Ребёнок    должен  производить  вычисления   в  быстром  темпе, а    это  возможно  только  в    том   случае,  если  он   помнит   состав    чисел.


В   первом  полугодии   первоклассники   будут  решать   примеры (и  задачи)  в   пределах  первого  десятка.  Решать  надо  довольно  быстро, аккуратно  записывать  в  тетради.  Считать  на  пальцах,  счётных  палочках  и т.д.  некогда!

Во  втором  полугодии   первоклассники   выйдут   во  второй   десяток (а  по  некоторым   программам (например,  по  программе   Л.Г. Петерсон),  будут  производить  вычисления  в  пределах  100.
   


   Привожу    примеры  -  когда   при  вычислениях  с  двузначными   числами  нам   тоже  понадобится    знать  состав    числа.

12 - 8 =

         Как    от  12   отнять  8 ?
  8  мы   раскладываем  на   два   числа - 2  и  6. Почему? Потому   что  удобно  отнять  сначала 2, чтобы  получилось 10. Потом  от  10  отнять  6. Так    учат  большинство   современных  школьных  программ. Нужно  ли  ребёнку,  решающему  этот  пример,  знать  состав  числа. Да,  даже  двух - 8 (в  данном  случае   нам  подходит  2 и 6), и  10 (в  данном  случае    нам  подошло  6 и 4). Есть  ещё   один  вариант  решения  этого   примера - "вспомнить"   состав  числа  12.  По  некоторым  школьным  программам  недавно  изучали (учили  наизусть) составы  чисел  второго  десятка - от  11  до  19. Тяжело   запомнить. Гораздо  легче   как  следует  выучить  состав    чисел  первого  десятка,  и  им  пользоваться. Но   со  временем   ребёнок   с  нормальным  интеллектом   запомнит  более - менее  твёрдо   и   состав  чисел  второго   десятка. Его   необходимо   знать  для  того,  чтобы   решать  примеры  с  переходом  через  десяток  (например,  знание,  что  9 + 3 = 12  поможет   решить  пример  39 + 3, 49 + 13, 79 + 23  и   т.д. )

  Ещё    один   пример:   7 + 9 =

Как   к  7   прибавить  9? По    тому    же   принципу. Одно    из   слагаемых (обычно  мЕньшее)  раскладывается   на   две   части - опять  же   одна   часть  в   сумме  с  другим  слагаемым (9) должна    составить  10. Получается - 7 = 6 + 1, 9 + 1 +6 = 10 + 6 =16. Надо  было  знать  состав  числа  7  и   состав   числа   10.

Вам    кажется,  долго  и  сложно? Если  ребёнок  знает  состав  чисел - быстро   и  просто! Алгоритм - что   на  что  раскладывать  и  как   убавлять  или   добавлять  до  10,  ребёнок   понимает   довольно  быстро. А  вот  если  состав  какого - то   числа  он    не  помнит,  тогда  начинаются   мучения.


 Ещё    пример:  62 +  34 =

Нужно  ли  помнить  состав   чисел,  чтобы   решить  этот  пример? Конечно!
Он  решается   довольно  просто - "единицы"   мы  складываем  с  "единицами" (2 + 4), "десятки   с  десятками" (6 + 3). Главное - правильно  записать  полученные  результаты,  не  забыть,  что  в  двузначном  числе  "десятки"   пишутся  на  первом  месте (слева), единицы - на втором.

    Взрослые,  которые   не  понимают,  зачем  детям  надо  учить  состав  числа,  забыли  вот  о  чём - мы,  взрослые,  при счёте   не    считаем,  а   припоминаем  состав   чисел. Чем  чаще   мы   считаем,  тем  крепче  запоминаем  различные   комбинации  чисел,  и  при  необходимости  извлекаем  их  из   памяти!


Проверьте   себя:
  •  12 + 12
  •  15 + 15
  •  25 + 25 
  •  45 + 45
Если  вам   удалось  сделать  это  очень  быстро - вы   считали   или  вспоминали?

Вашему    ребёнку   в  подарок - задание   от  меня "Помоги   лодочкам  причалить  к  нужной   пристани".



 
    

2 комментария:

  1. заканчиваю 11-тый класс. в недоумении - на кой ***** оно надо? это ж ведь сложение в столбик обычное!

    ОтветитьУдалить

НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ! Пишите, что думаете!