> Подготовка к школе: Подготовка к школе.Изучаем состав числа. Простая и полезная игра "Магазин".

Поделитесь с друзьями!

27 ноября 2015 г.

Подготовка к школе.Изучаем состав числа. Простая и полезная игра "Магазин".


  Здравствуйте, дорогие  "хорошие  родители"!  Начинаются   выходные,  и  я  даже   не  сомневаюсь,  что  вы   обязательно   выберете  время   для  ребёнка. Наверное,  вы  сходите  погулять,покажете  и  расскажете ребёнку  что-то  новое...Вечером  почитаете  книжку, поговорите  по  душам. Может  быть, расскажете  нам  в  понедельник, как  прошли  ваши  выходные?


   А   я, в  свою  очередь, хочу  вам  предложить  с  ребёнком  ПОИГРАТЬ! Не   удивляйтесь, пожалуйста, самое  полезное  занятие  для  ребёнка-дошкольника-это  игра,  особенно, если  товарищ  по  игре  взрослый, но  занимающий  позицию  равного  партнёра, а не  родителя.
А  какая  от  игры  будет  польза,  расскажу  по  порядку,  объясняя, как  организовать  разные   варианты  игры.

  В  игру  такую   можно  играть, начиная  с 3 лет (можно  пока  взять цифры  1 и  2), я  играла  со  своими  девчонками  где - то  с  2,5.  Всегда  смотрите  по  своему  ребёнку, насколько  это  соответствует  его  уровню - получается  ли  у  него, понимает  ли  он, что  надо  делать, и , главное, нравится ли  ребёнку  играть. ОСНОВНОЕ   УСЛОВИЕ -  УВАЖИТЕЛЬНОЕ   ОТНОШЕНИЕ  К  РЕБЁНКУ, никаких  замечаний,  критики, насмешек! Игра   должна  принести   ребёнку  УДОВОЛЬСТВИЕ, иначе  никакой   пользы  не   будет. Играть  можно  вдвоём, но  если  к  вам  присоединится  кто-то  ещё, игра  станет  намного  живее  и  интереснее!

  Эта  игра -  простой   и  занимательный    способ   выучить   состав   числа! Эта    игра   мне  нравится  тем, что  организовать  её  очень  легко - все  дети  много  раз  бывали  в  магазинах (а  вот  понимают  ли  они, что  там  происходит, вы  поймёте  по  ходу  игры),  все  родители  знают,какие  у  этой  игры  правила, и  подобрать  "оборудование"  вам  не  составит  никакого  труда! Но  если  вам  и  ребёнку  понравится  в  неё  играть, вы  сможете  внести  в  игру   очень  много  изменений  и  дополнений,  а  главное - её  обучающее  содержание  можно  усложнять  до  бесконечности!

  Начнём! Всё, что  вам  понадобится - это  набор  цифр  и  какие-нибудь  предметы  или  игрушки, которые  вы  будете  " покупать "  и  "продавать". "Витриной"  магазина  может  стать  всё, что  угодно - стол, стул, диван, полка  шкафа - дайте  волю  своей  фантазии,  вспомните, каким   "выдумщиком"  вы  были  в  детстве!  Вообще - "почувствуйте  лёгкость",  расслабьтесь,  отвлекитесь  от  своих  дел,  получите  наслаждение  от  игры  с  ребёнком! Если  вы -  человек  очень  серьёзный  и  деловой, не можете  позволить  себе  заниматься  "такими  глупостями", как  игра  с  ребёнком,  то  я  вам  скажу,  что  вы  упускаете  что-то  очень  важное  в  своей  жизни! Ну  а  чтобы  переубедить  окончательно  таких  скептиков, опишу, в  чём  же  польза  от  игры  с  ребёнком.
  1. Развивается  речь, память, внимание, воображение   ребёнка.
  2. Развивается  кругозор  (кто  такие  продавец  и  покупатель, как  они  взаимодействуют,какие  бывают  магазины,как  называется  магазин, где  продаются... книги, хлеб,обувь, лампочки,)логическое  мышление, уточняются  представления  об  окружающем,  уточняются  обобщающие  понятия (овощи, фрукты, игрушки , посуда и т.д.)
  3. Развиваются  математические  представления : учим  и  закрепляем  цифры, повторяем  состав  числа (в  школе  это  необходимо, а учить  просто  так  скучно), тренируем ребёнка  в  выполнении  арифметических  действий, фактически  учим  ребёнка  решать  задачи.
  4. Развиваем  навыки  вежливости.
  5. Даём  ребёнку  опыт  положительного  общения  со  взрослыми, что  способствует  формированию  у  малыша  высокой  самооценки, активной  жизненной  позиции (да,да, из  таких  мелочей  и  складывается  самооценка).
  6. Отдыхаем  от  своих  дел  и  получаем  положительные  эмоции  от  общения  с  ребёнком!
  7. Повышаем  свою  самооценку, испытывая  родительскую  гордость: "я  нахожу  время  для  интересных  и  полезных  занятий  с  ребёнком" !
   Так  что, дорогие  родители, игра - это  тоже  очень - очень  серьёзно  и  важно!

   Начинаем  играть! Расскажите  ребёнку,  что  сегодня  вы  с  ним  займётесь  чем - то  очень  интересным - будете  играть  в  магазин. На  первый  раз  вы  можете  сами  предложить "товары"  для  продажи  - мягкие  игрушки, книжки, машинки, если  есть -  игрушечные  наборы  овощей  и т.д. То  же  касается  и  места  игры, ребёнку  надо  сначала  попробовать  поиграть, а  в  следующий  раз  он  с  лёгкостью  сможет  сам  подобрать  предметы  для  игры, оборудовать  витрину. Если  у  вас  есть  готовые  цифры  , возьмите  их, если нет - нарисуйте  на  бумаге  или  картоне, разрежьте - это  будут  наши  "ценники". Кстати, ребёнку  будет  очень  полезно  самому  изготовить  эти  цифры (какого  бы  качества  они  ни  вышли, ребёнка  следует  похвалить!), потому  что  гораздо  интереснее   изготавливать  "ценники", чем  писать  цифры  в  прописи,а  польза  одинаковая, точнее, больше  пользы  тогда, когда  делаешь  с  удовольствием. Да  ещё  если  ребёнок  ножницами  поработает! (развиваем  мелкую  моторику).

      А  вот  теперь  момент   истины -  спросите  ребёнка -  а  как  надо  играть, что  там, в  магазине  происходит? Послушайте  внимательно, что  ответит  ребёнок, и  вы  убедитесь, как мало  знаете  о  восприятии  ребёнком  окружающего.  Ответы  бывают  такие  " мама  даёт  тёте   одну   денежку,  а  тётя  маме   отдаёт  много  денежек - и бумажек, и  кругленьких, у  тёти  там  много  денег, она  всем  раздаёт". Спросите, а  вот  это  всё,  что  в  магазине, это  чьё?
   "Ничьё,  кто  хочет  может  брать!" ,  "А  это  всё  тётино,  она  всем  всё   продаёт". Попытайтесь  объяснить  ребёнку   в  соответствии  с  его  возрастом,  что  же  там  всё-таки  происходит. Объясните,  что  каждый  товар  имеет  цену,  покупатель  смотрит  на  цену  и  решает,  что  именно  он  купит. За  всё  надо  заплатить,  но   денежки  эти  "не  тётины",  тётя  здесь  работает,  ей  за  работу  заплатят  деньги  и  она  тоже  придёт  в  магазин  что-то  купить.

         Спросите    ребёнка,   кем  он  хочет  быть - покупателем  или  продавцом,                                              (а   не " продавателем").
Но  будьте   готовы  в  любой  момент  поменяться  ролями, ( это  не  каприз,  это  освоение  социальных  ролей!).
    Разложите   ваши  "товары"  на  " витрине ",  положите   рядом  "  ценники". Дети  приходят  в  восторг, если  в  игре  есть   ещё  и  "сумочки" (можно  взять  небольшие  бумажные    пакеты  от  подарков). Играя,  каждый  раз  напоминайте  ребёнку  о  правилах   вежливости: покупатель  заходит  в  магазин  "Здравствуйте!" Продавец: "Здравствуйте,  что  вы  хотели  бы  у  нас  купить?". Потом  надо  поблагодарить: "Спасибо!" " И вам  спасибо  за  покупку,  приходите  к  нам  ещё!".

  Дальнейшие  правила  игры  зависят  от  того,  на  каком  уровне  освоения  математических  навыков  сейчас  находится  ваш  ребёнок. Если  вы  учите  цифры (новые  вводите  не спеша, постепенно), то  старайтесь,  чтобы  ребёнок  сам,  независимо  от  роли, "читал"  ценники.

   Если  вы   уже  учите  ребёнка  выполнять  сложение   чисел, то  есть  запоминать  состав  чисел, то, во-первых,  начинайте  сначала  с  комплекта  цифр  в   пределах  3,  потом  постепенно  добавляйте  4, 5 и т.д. Во-вторых,  введите  правило:  можно "покупать"  только  два  предмета  за  каждый  приход  в  магазин (для   того, чтобы  было  необходимо   складывать  два  числа). Состав  чисел  -  это   значит   состав  числа   из   двух   меньших.

   Чем  мы  "расплачиваемся"? Если  ребёнок  маленький,  он  будет  настолько  увлечён  процессом. что  никакие  "деньги"  вам  и  не понадобятся,  можно  играть  "понарошку",  класть  друг-другу  на   ладошку   воображаемые   денежки. С  детьми  постарше  я  использую  монеты (как  следует  отмываю  их  мылом!). Сначала  используйте   только  монетки  в  один  рубль.  А  потом   введите  важное   усложнение- монеты   другого  достоинства. Обязательно  объясните  ребёнку,  как  по-разному   можно  составить   из  монет  разного  достоинства   число  5, 6, 7  и т.д. (эти  знания  понадобятся  в  первом  классе), но  не  забывайте,  что  легко  это  только  для  вас,  ребёнку  эти  комбинации   даются  нелегко, ни  в  коем  случае  не  критикуйте  ребёнка  и  не   иронизируйте  над  ним!).

    Ещё   один  полезный   вариант  игры -  вы "  отправляете"  ребёнка   в  "магазин" и  "остаётесь  дома",  а  он  сам  "делает   покупки". В  этом  варианте   игры  мы  тренируем  способность  ребёнка  ЗАПОМИНАТЬ   НА  СЛУХ. Начинайте  с  3-4  предметов,  постепенно   увеличивайте  список. "Федя, сходи, пожалуйста,  в  магазин  и  купи  две  морковки  и  огурец", если  ребёнок  ошибается,  не  ругайте,  а  спокойно  и  чётко  произнесите  заказ  ещё  раз.  Это  очень  полезное   упражнение,  оно  тренирует  и   способность  к  слуховому  вниманию!

 Возможно, на  первый   взгляд  игра   кажется  немного  "детской"? На  самом   деле, ребёнок, который  регулярно   играет  в  "Магазин", используя   правило  "две   покупки", быстро, прочно   и  самое  главное  -  без  малейшего  труда   запомнит  состав   чисел! Рекомендую  играть   таким  образом   и  дошкольникам, и  первоклассникам! Если  ваш   второклассник   ещё   путается   в  сложении   и  вычитании (8 + 5,  9 + 6  и  т.д.),  игра   поможет   и  ему!  Прежде   чем  приступить   к  игре,  продумайте, состав   каких    чисел   ребёнку    надо  выучить,  и  "назначайте    цены"   в  соответствии  с  этим!

 
   Желаю  вам  приятно  провести  выходные  с  семьёй   и  ребёнком! Будем   играть  и  одновременно    повторять   состав    чисел! Пусть  в  магазин  сходит  папа, а  мама  отдохнёт  и  поиграет  с  ребёнком! А    потом   мама   приготовит  что - нибудь  вкусненькое,   а  ребёнок  "научит"    играть  в   "Магазин"   и  папу! Буду  очень  рада  вашим  комментариям  о  том,  как  вы  поиграли  в  магазин!

1 комментарий:

НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ! Пишите, что думаете!