> Подготовка к школе: Причины школьной неуспешности.

Поделитесь с друзьями!

11 сентября 2015 г.

Причины школьной неуспешности.

  Хочу  на  наглядном  примере  рассказать  о  том, какими  могут  быть  причины  неуспешности  ребёнка  в  начальной  школе.

 Если  в цифрах, то проблемы  эти  таковы - "2" и "3" по  основным  предметам. Учительница предлагает  маме перевести  мальчика  в  коррекционную  школу(!).
 

       Мама, естественно, в  панике (в  коррекционной  школе  нет, как  вы  понимаете, ничего  хорошего, и  это  такая  инстанция, куда  ребёнка  надо  отдавать  в самом  крайнем  случае, если  уже  нет  сомнений, что  в  обычной  школе  он  никак  обучаться  не  сможет). Шансы  для  ребёнка   вернуться   из  коррекционной   школы  в   общеобразовательную  ничтожно  малы,  если  вообще   не  равны   нулю.

       Диагностика  показывает,  что  у  мальчика  очень  серьёзные  пробелы  по  русскому  языку  и  по  математике,(например, он не  мог  объяснить, чем  отличаются    звуки  от  букв,  не  различал  гласные  и  согласные  звуки, не  мог  записывать  двузначные  числа, к  примеру, 24  он  записывал  так : 20, потом  4, т.е. 204),  читает  он  по  слогам, очень  медленно  и  часто неправильно (т.е. "грязно", заменяя  одну  букву  другой). Речь  недостаточно  развита                  ( неправильно  строит  предложения,  не  окончив  одной  фразы,  перескакивает  на  другую),  очень  большие  пробелы  в  общем  развитии... Школьная    неуспешность   на  лицо, мама  в  нашем   ознакомительном   телефонном  разговоре  ничего  не  преувеличила....


    Будем  докапываться  до  причин (если  причины, вызвавщие  неуспешность, продолжают  существовать, надо  с  ними  разбираться   и    сделать  всё    возможное,  чтобы   их   ликвидировать).
 Течение  беременности   у  мамы  было  нормальным, роды  своевременные, ребёнок  первые  годы  развивался  нормально. Когда  Андрюше  было 3 с небольшим  годика, мама забеременела  второй  раз, и  вторая  беременность  оказалась  сложной,  мама  несколько  раз  лежала  в  больнице. Маленький  Андрюша, трогательно  привязанный  к  маме, очень страдал...Малыш (Андрюшин  братик)   родился  с серьёзной  патологией - эпилепсия. Родители  были  подавлены  и   озадачены - оба  совершенно  здоровы, никаких  вредных  привычек...Родители  мужа, с которыми  живёт  семья, вели  себя  не очень  корректно, стали  высказывать  невестке  свои  упрёки. Испуганная  мама  стала  водить  по  врачам  и  совершенно  здорового  старшего  сына-наверное, с ним  тоже  что-то не  так...Но  врачи  ничего  не  находили, мама  им  верила  и  не  верила...

      В  5  лет  Андрея  отдали  на  подготовку  к  школе  в   детский  клуб. Учительница  попалась  "строгая  и  авторитетная", работала  в  школе, с пятилеток  требовала, как с семилеток, т.к. не видела  в  них  особой  разницы (а разница  в  физиологии  и  психологии  ребёнка 5  лет  и  ребёнка  7  лет  очень  велика!), и Андрюша  программу  подготовки  "не  тянул". После  занятий  учительница  устраивала  публичный  "разбор  полётов", и  Андрюшу  всегда  только  ругала,  ставя  ему  в  пример  других  детей.Этот приём, к сожалению, очень  распространён  у  наших  учителей,  но  пользы  от  него  очень  мало, а  вреда  значительно  больше. И вот  наша  бедная  испуганная  мама, с одной  стороны,  начинает  всё  больше  опасаться, всё  ли  у  её  старшего  сына  в  порядке  с головой, а , с другой  стороны, начинает  этого  сына  всё  больше  и  больше  ругать, критиковать, стыдить, сравнивать с другими  детьми  и т.д. А  Андрюша  всё  больше  пугается, нервничает, закрывается, уходит в себя.На  занятиях  учительницы  он  цепенеет  от  страха, потому  что  ожидает, что  по  их  окончании  она  опять  будет  его  при  всех  ругать, и она  ругает, и  травмирующая  ребёнка  ситуация   тянется  и  усугубляется. Неуспешность  ребёнка  возрастает в геометрической   прогрессии!

     Как  вы  думаете, почему  маме  не  пришло  в  голову  забрать  ребёнка  с  таких  неудачных  занятий,   которые  явно  не  приносили  ребёнку  никакой    пользы,  и  маме  тоже   несли  только  "головную  боль" ? (Они  терпеливо   отходили  целый  учебный год) .  Да  потому  что  маме  даже  в  голову  не  пришло, что  здесь  что-то  не  так  с учительницей, что та, просто-напросто, плохой педагог! Учительница, отработав   целый  рабочий  день  в  школе,  вечером  подрабатывает   в  детском  клубе - понятно,  всем  нужны  деньги,  но  нетрудно  догадаться,  что  при  такой  большой  нагрузке  учительнице  вряд  ли  удастся  сохранять  спокойствие,  и  её  общение  с  учениками  вряд  ли  будет   позитивным. Бедная  мамочка, и без  того  ослабленная  трудной  беременностью  и  проблемами  с младшим  сыном( а также  неприязнью  со  стороны  свёкра  и свекрови), да  и  будучи  дочкой  весьма  критичной мамы, имела  очень  низкую    самооценку. И  думала  так : " Это я ,такая  больная, родила таких неполноценных  детей, один  с эпилепсией, другой  тупой", и  не  хватило  мамочке  сил  и  мудрости,(или  доброго  совета   со  стороны), чтобы  уберечь  своего  сыночка (совершенно  здорового, просто немного медлительного), от злой критики  со  всех  сторон.

      На  следующий  учебный  год  мама отвела Андрея  на  подготовку  к  школе  в  школу, но  там  история  повторилась, только  в  более  жёстком  варианте. (Кстати, у меня  был  ученик  с  жёсткой  крикливой  мамой, который  на  подготовке  в  школе  попал  к  злой  учительнице, и когда  она  начала  на  него  орать, он, бедный, описался   прямо  в  классе, представляете, какой  стресс  для  ребёнка?)  Вот  такие "милые  женщины"  встречаются  у  нас  в  школах. Поэтому  призываю  вас  ещё  и  ещё  раз: Всегда  стойте   на  стороне ребёнка, не  приносите   своих  детей  в  жертву    вот  таким   педагогам-тиранам, берегите  нервы  ребёнка  (да и свои тоже!)


       Когда   пришла   пора  идти  в  школу, Андрюша  явно  был  психически  и психологически  не  готов (а  вот  физическое  развитие  хорошее). Мама  бегала  по  инстанциям, ходила  даже      в   Департамент  Образования  Москвы, просила  разрешения  отсрочить  на  год  поступление  в  школу. Но  не  разрешили-такой  закон-7 лет ребёнку  исполнилось, обязан  идти  в  школу...Вариант  с домашним  обучением  тоже  не  отработан  пока, при таком  формате  обучение  фактически  ложится  на  плечи  родителей, а нашей  маме  не  до  этого, нет  ни  сил, ни  крепких  нервов...

     Андрюшу  записали  в класс  к  хорошей, спокойной   учительнице, мама  наладила  с   ней  контакт, помогала ей  летом  закупать  на класс учебники, убирала  класс к  1  сентября. Но 28  августа  учительница написала  заявление  об  уходе...Школа  экстренно  нашла  замену, уговорили  взять  класс логопеда (!), не  имевшего  опыта  работы  учителем.Что делать,форс-мажор! Новая  учительница  невзлюбила  нашего  Андрюшу   уже  в  сентябре,  проблемы  усугублялись  с каждым  днём...

     Мама    решила    нанять  репетитора...  Нашла  на  известном  сайте  репетитора  с  высоким  рейтингом.Но  репетитор  была  очень  занята,(утром и днём она работала учителем в школе), она  могла   приезжать  только  раз  в неделю  ( мало, а  в  такой  критической ситуации просто  бесполезно). Репетитор  тоже  оказалась "строгой  и  авторитетной", ругала   мальчика, могла  накричать. Ребёнок  перед  её  приходом  прятался  в  ванной  или  в  туалете,  но  его  вытаскивали, заставляли  заниматься - никто  ведь  не мог  усомниться  в  компетентности  такого  разрекламированного  педагога... А    как   же   школьная  неуспешность? Как   вы   понимаете,  она   увеличивается!

     Итог  вам  ясен...Несмотря    на  занятия  с  репетитором, школная   неуспешность  продолжала   сопровождать  Андрюшу. Его   самооценка, оценка   своих   учебных  возможностей   продолжала    опускаться,  зато  росла  его  тревожность  и  невротичность. А  страхи   и  тревожность  отрицательно  влияют  на  умственное  развитие  детей,  у  Андрюши  это  было  явно  заметно,  особенно  сказывалось  на  его  невнятной  речи.Учительница  продолжала   раздражаться  на   неуспешного   ученика. Во  втором  классе  репетитор  отказалась  заниматься  с Андреем, вот  так  я  и  попала  в   эту  семью,  и  начала  разгребать  завалы,  сначала,  как  вы понимаете, пришлось  работать  в  качестве  психолога  с  мамой,  подбадривать, успокаивать, поднимать  самооценку, учить  позитивно  общаться  с  детьми...Бабушка    и  дедушка - пожилые,  не  очень  здоровые  люди,  не   хотят  менять  своё  отношение  к  ситуации, продолжают   упрекать  Андрюшу    в  лени  и  нежелании  учиться. Но,  тем   не  менее,  первые   успехи  уже  наметились,  Андрей  становится  более  доверчивым,  учится  замечать  свои  достижения,  постепенно   начинает   верить  в   то,  что  он  способен  справляться  со  школьными  заданиями.Я  занимаюсь  и  с  одним  братом, и с другим,  двигаемся  потихонечку!


    Хочу   подвести  итоги...Вы  видите-цепочка  неприятных  событий.Когда  из  неё  выйти-зависит только  от  нас  самих. Весь  вопрос  в  том,  чему  мы  больше  верим - своему  сердцу  или  своим  страхам  и  мнению  чужих  людей    о  наших  детях.

     Если  честно, главная   задача  моего  блога -  не  просто  помочь  вам  с  подготовкой  к  школе, но, в первую,  очередь, научить вас  любить  своего  ребёнка!  Любить  не  эгоистично, теша  своё  самолюбие  успехами  ребёнка, а  любить  истинно, любить, принимая  ребёнка  таким, какой  он  есть, принимая  его  со  всеми  успехами  и  неудачами, достоинствами  и  недостатками. Скажу  вам  больше - то, насколько  вы  принимаете  своего  ребёнка, говорит  о  том, насколько  вы  принимаете  себя...Почитайте  об  этом  в  моём  блоге  для  женщин   статью  об  истинно  здоровой  личности,для  вас  многое  станет  яснее.http://vpoiskegarmonii.blogspot.ru/2014/02/blog-post_13.html

    Так  что  давайте  будем  учиться  любить  себя,  любить  своего  ребёнка, и  тогда  со  всеми  трудностями  мы  справимся, и  к  школе  подготовиться  успеем, как  надо!  Счастья  вам  и  любви!

2 комментария:

  1. Как страшно за таких детей! Это ж ужас какой - так травмировать ребёнка!
    Таких учителей и близко к детям нельзя допускать!
    Как я счастлива, что мои родители, видя учителя-тирана, делали всё, чтобы его убрали с класса и он не калечил маленькие души!
    Наташа, Вы молодец, что смогли постепенно помочь и маме, и детям!
    Маму я не могу понять... Как настолько не любить свою кровинку!
    Да плевать на эти оценки! Ведь главное - столько времени подвергать пыткам сына!
    не понимаю этого...

    ОтветитьУдалить
  2. Ваша история, описанная выше, мне очень близка. Я - мама ребёнка с задержкой развития. И я тоже безумно боюсь неуспешности своего ребёнка. Откуда берётся этот страх? Есть объективные причины - ребёнок родился при помощи кесарева сечения, реанимация, искусственная вентиляция лёгких, тонические судороги. В общем, ребёнок пострадал и достаточно серьезно. А есть причины субъективные - все психиатры как бесплатные, так и платные, увидев нашу выписку из роддома, сразу говорили об ожидаемой умственной отсалости. Совершенно, не "заморачиваясь", что творится у мамы в душе при этом. Так и получается, что многие врачи, посмотрев наши "бумажки" сразу же вешают штамп - задержка развития. Так у мамы постепенно и накапливается дикий страх за будущее ребёнка и за школьную учебку в том числе. Я сама вижу и чувствую, что у меня сформировано предвзятое отношение к ребёнку. Я часто сама замечаю, что запугиваю его, заклевываю. Понимаю, что это плохо. Борюсь с собой и своим страхом, но побороть его оооочень сложно. И вот только недавно, ребёнку уже 6 лет, я стала замечать, что ребёнок у меня совсем не глупый и приходить к мысли, что надо слушать себя, свою маму и близких, которые знают ребёнка не по бумажкам, а сами по себе видят его способности. Страх за его будущее и возможность коррекционной школы ещё очень силён, но я уже начинаю больше верить себе и своему ребёнку, а не врачам, видящим ребёнка на приеме 30 мин. Поэтому маму из истории, описанной выше, ч хорошо понимаю. Не оправдываю, а искренне понимаю. Наши врачи и педагоги так запугивают родителей ребенка, так искренне навязывают ему умственную отсталосьь, что ты начинаешь верить в это и пытаешься разгулять в нем это. А объективно этого нет, ребёнок отлично соображает, но есть выраженный дефицит внимания (что является сложной, но решаемой постепенно проблемой).

    ОтветитьУдалить

НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ! Пишите, что думаете!