> Подготовка к школе: Причины школьной неуспешности.

Поделитесь с друзьями!

11 сентября 2015 г.

Причины школьной неуспешности.

  Хочу  на  наглядном  примере  рассказать  о  том, какими  могут  быть  причины  неуспешности  ребёнка  в  начальной  школе.

 Если  в цифрах, то проблемы  эти  таковы - "2" и "3" по  основным  предметам. Учительница предлагает  маме перевести  мальчика  в  коррекционную  школу(!).
 

       Мама, естественно, в  панике (в  коррекционной  школе  нет, как  вы  понимаете, ничего  хорошего, и  это  такая  инстанция, куда  ребёнка  надо  отдавать  в самом  крайнем  случае, если  уже  нет  сомнений, что  в  обычной  школе  он  никак  обучаться  не  сможет). Шансы  для  ребёнка   вернуться   из  коррекционной   школы  в   общеобразовательную  ничтожно  малы,  если  вообще   не  равны   нулю.

       Диагностика  показывает,  что  у  мальчика  очень  серьёзные  пробелы  по  русскому  языку  и  по  математике,(например, он не  мог  объяснить, чем  отличаются    звуки  от  букв,  не  различал  гласные  и  согласные  звуки, не  мог  записывать  двузначные  числа, к  примеру, 24  он  записывал  так : 20, потом  4, т.е. 204),  читает  он  по  слогам, очень  медленно  и  часто неправильно (т.е. "грязно", заменяя  одну  букву  другой). Речь  недостаточно  развита                  ( неправильно  строит  предложения,  не  окончив  одной  фразы,  перескакивает  на  другую),  очень  большие  пробелы  в  общем  развитии... Школьная    неуспешность   на  лицо, мама  в  нашем   ознакомительном   телефонном  разговоре  ничего  не  преувеличила....


    Будем  докапываться  до  причин (если  причины, вызвавщие  неуспешность, продолжают  существовать, надо  с  ними  разбираться   и    сделать  всё    возможное,  чтобы   их   ликвидировать).
 Течение  беременности   у  мамы  было  нормальным, роды  своевременные, ребёнок  первые  годы  развивался  нормально. Когда  Андрюше  было 3 с небольшим  годика, мама забеременела  второй  раз, и  вторая  беременность  оказалась  сложной,  мама  несколько  раз  лежала  в  больнице. Маленький  Андрюша, трогательно  привязанный  к  маме, очень страдал...Малыш (Андрюшин  братик)   родился  с серьёзной  патологией - эпилепсия. Родители  были  подавлены  и   озадачены - оба  совершенно  здоровы, никаких  вредных  привычек...Родители  мужа, с которыми  живёт  семья, вели  себя  не очень  корректно, стали  высказывать  невестке  свои  упрёки. Испуганная  мама  стала  водить  по  врачам  и  совершенно  здорового  старшего  сына-наверное, с ним  тоже  что-то не  так...Но  врачи  ничего  не  находили, мама  им  верила  и  не  верила...

      В  5  лет  Андрея  отдали  на  подготовку  к  школе  в   детский  клуб. Учительница  попалась  "строгая  и  авторитетная", работала  в  школе, с пятилеток  требовала, как с семилеток, т.к. не видела  в  них  особой  разницы (а разница  в  физиологии  и  психологии  ребёнка 5  лет  и  ребёнка  7  лет  очень  велика!), и Андрюша  программу  подготовки  "не  тянул". После  занятий  учительница  устраивала  публичный  "разбор  полётов", и  Андрюшу  всегда  только  ругала,  ставя  ему  в  пример  других  детей.Этот приём, к сожалению, очень  распространён  у  наших  учителей,  но  пользы  от  него  очень  мало, а  вреда  значительно  больше. И вот  наша  бедная  испуганная  мама, с одной  стороны,  начинает  всё  больше  опасаться, всё  ли  у  её  старшего  сына  в  порядке  с головой, а , с другой  стороны, начинает  этого  сына  всё  больше  и  больше  ругать, критиковать, стыдить, сравнивать с другими  детьми  и т.д. А  Андрюша  всё  больше  пугается, нервничает, закрывается, уходит в себя.На  занятиях  учительницы  он  цепенеет  от  страха, потому  что  ожидает, что  по  их  окончании  она  опять  будет  его  при  всех  ругать, и она  ругает, и  травмирующая  ребёнка  ситуация   тянется  и  усугубляется. Неуспешность  ребёнка  возрастает в геометрической   прогрессии!

     Как  вы  думаете, почему  маме  не  пришло  в  голову  забрать  ребёнка  с  таких  неудачных  занятий,   которые  явно  не  приносили  ребёнку  никакой    пользы,  и  маме  тоже   несли  только  "головную  боль" ? (Они  терпеливо   отходили  целый  учебный год) .  Да  потому  что  маме  даже  в  голову  не  пришло, что  здесь  что-то  не  так  с учительницей, что та, просто-напросто, плохой педагог! Учительница, отработав   целый  рабочий  день  в  школе,  вечером  подрабатывает   в  детском  клубе - понятно,  всем  нужны  деньги,  но  нетрудно  догадаться,  что  при  такой  большой  нагрузке  учительнице  вряд  ли  удастся  сохранять  спокойствие,  и  её  общение  с  учениками  вряд  ли  будет   позитивным. Бедная  мамочка, и без  того  ослабленная  трудной  беременностью  и  проблемами  с младшим  сыном( а также  неприязнью  со  стороны  свёкра  и свекрови), да  и  будучи  дочкой  весьма  критичной мамы, имела  очень  низкую    самооценку. И  думала  так : " Это я ,такая  больная, родила таких неполноценных  детей, один  с эпилепсией, другой  тупой", и  не  хватило  мамочке  сил  и  мудрости,(или  доброго  совета   со  стороны), чтобы  уберечь  своего  сыночка (совершенно  здорового, просто немного медлительного), от злой критики  со  всех  сторон.

      На  следующий  учебный  год  мама отвела Андрея  на  подготовку  к  школе  в  школу, но  там  история  повторилась, только  в  более  жёстком  варианте. (Кстати, у меня  был  ученик  с  жёсткой  крикливой  мамой, который  на  подготовке  в  школе  попал  к  злой  учительнице, и когда  она  начала  на  него  орать, он, бедный, описался   прямо  в  классе, представляете, какой  стресс  для  ребёнка?)  Вот  такие "милые  женщины"  встречаются  у  нас  в  школах. Поэтому  призываю  вас  ещё  и  ещё  раз: Всегда  стойте   на  стороне ребёнка, не  приносите   своих  детей  в  жертву    вот  таким   педагогам-тиранам, берегите  нервы  ребёнка  (да и свои тоже!)


       Когда   пришла   пора  идти  в  школу, Андрюша  явно  был  психически  и психологически  не  готов (а  вот  физическое  развитие  хорошее). Мама  бегала  по  инстанциям, ходила  даже      в   Департамент  Образования  Москвы, просила  разрешения  отсрочить  на  год  поступление  в  школу. Но  не  разрешили-такой  закон-7 лет ребёнку  исполнилось, обязан  идти  в  школу...Вариант  с домашним  обучением  тоже  не  отработан  пока, при таком  формате  обучение  фактически  ложится  на  плечи  родителей, а нашей  маме  не  до  этого, нет  ни  сил, ни  крепких  нервов...

     Андрюшу  записали  в класс  к  хорошей, спокойной   учительнице, мама  наладила  с   ней  контакт, помогала ей  летом  закупать  на класс учебники, убирала  класс к  1  сентября. Но 28  августа  учительница написала  заявление  об  уходе...Школа  экстренно  нашла  замену, уговорили  взять  класс логопеда (!), не  имевшего  опыта  работы  учителем.Что делать,форс-мажор! Новая  учительница  невзлюбила  нашего  Андрюшу   уже  в  сентябре,  проблемы  усугублялись  с каждым  днём...

     Мама    решила    нанять  репетитора...  Нашла  на  известном  сайте  репетитора  с  высоким  рейтингом.Но  репетитор  была  очень  занята,(утром и днём она работала учителем в школе), она  могла   приезжать  только  раз  в неделю  ( мало, а  в  такой  критической ситуации просто  бесполезно). Репетитор  тоже  оказалась "строгой  и  авторитетной", ругала   мальчика, могла  накричать. Ребёнок  перед  её  приходом  прятался  в  ванной  или  в  туалете,  но  его  вытаскивали, заставляли  заниматься - никто  ведь  не мог  усомниться  в  компетентности  такого  разрекламированного  педагога... А    как   же   школьная  неуспешность? Как   вы   понимаете,  она   увеличивается!

     Итог  вам  ясен...Несмотря    на  занятия  с  репетитором, школная   неуспешность  продолжала   сопровождать  Андрюшу. Его   самооценка, оценка   своих   учебных  возможностей   продолжала    опускаться,  зато  росла  его  тревожность  и  невротичность. А  страхи   и  тревожность  отрицательно  влияют  на  умственное  развитие  детей,  у  Андрюши  это  было  явно  заметно,  особенно  сказывалось  на  его  невнятной  речи.Учительница  продолжала   раздражаться  на   неуспешного   ученика. Во  втором  классе  репетитор  отказалась  заниматься  с Андреем, вот  так  я  и  попала  в   эту  семью,  и  начала  разгребать  завалы,  сначала,  как  вы понимаете, пришлось  работать  в  качестве  психолога  с  мамой,  подбадривать, успокаивать, поднимать  самооценку, учить  позитивно  общаться  с  детьми...Бабушка    и  дедушка - пожилые,  не  очень  здоровые  люди,  не   хотят  менять  своё  отношение  к  ситуации, продолжают   упрекать  Андрюшу    в  лени  и  нежелании  учиться. Но,  тем   не  менее,  первые   успехи  уже  наметились,  Андрей  становится  более  доверчивым,  учится  замечать  свои  достижения,  постепенно   начинает   верить  в   то,  что  он  способен  справляться  со  школьными  заданиями.Я  занимаюсь  и  с  одним  братом, и с другим,  двигаемся  потихонечку!


    Хочу   подвести  итоги...Вы  видите-цепочка  неприятных  событий.Когда  из  неё  выйти-зависит только  от  нас  самих. Весь  вопрос  в  том,  чему  мы  больше  верим - своему  сердцу  или  своим  страхам  и  мнению  чужих  людей    о  наших  детях.

     Если  честно, главная   задача  моего  блога -  не  просто  помочь  вам  с  подготовкой  к  школе, но, в первую,  очередь, научить вас  любить  своего  ребёнка!  Любить  не  эгоистично, теша  своё  самолюбие  успехами  ребёнка, а  любить  истинно, любить, принимая  ребёнка  таким, какой  он  есть, принимая  его  со  всеми  успехами  и  неудачами, достоинствами  и  недостатками. Скажу  вам  больше - то, насколько  вы  принимаете  своего  ребёнка, говорит  о  том, насколько  вы  принимаете  себя...Почитайте  об  этом  в  моём  блоге  для  женщин   статью  об  истинно  здоровой  личности,для  вас  многое  станет  яснее.http://vpoiskegarmonii.blogspot.ru/2014/02/blog-post_13.html

    Так  что  давайте  будем  учиться  любить  себя,  любить  своего  ребёнка, и  тогда  со  всеми  трудностями  мы  справимся, и  к  школе  подготовиться  успеем, как  надо!  Счастья  вам  и  любви!

4 комментария:

  1. Как страшно за таких детей! Это ж ужас какой - так травмировать ребёнка!
    Таких учителей и близко к детям нельзя допускать!
    Как я счастлива, что мои родители, видя учителя-тирана, делали всё, чтобы его убрали с класса и он не калечил маленькие души!
    Наташа, Вы молодец, что смогли постепенно помочь и маме, и детям!
    Маму я не могу понять... Как настолько не любить свою кровинку!
    Да плевать на эти оценки! Ведь главное - столько времени подвергать пыткам сына!
    не понимаю этого...

    ОтветитьУдалить
  2. Ваша история, описанная выше, мне очень близка. Я - мама ребёнка с задержкой развития. И я тоже безумно боюсь неуспешности своего ребёнка. Откуда берётся этот страх? Есть объективные причины - ребёнок родился при помощи кесарева сечения, реанимация, искусственная вентиляция лёгких, тонические судороги. В общем, ребёнок пострадал и достаточно серьезно. А есть причины субъективные - все психиатры как бесплатные, так и платные, увидев нашу выписку из роддома, сразу говорили об ожидаемой умственной отсалости. Совершенно, не "заморачиваясь", что творится у мамы в душе при этом. Так и получается, что многие врачи, посмотрев наши "бумажки" сразу же вешают штамп - задержка развития. Так у мамы постепенно и накапливается дикий страх за будущее ребёнка и за школьную учебку в том числе. Я сама вижу и чувствую, что у меня сформировано предвзятое отношение к ребёнку. Я часто сама замечаю, что запугиваю его, заклевываю. Понимаю, что это плохо. Борюсь с собой и своим страхом, но побороть его оооочень сложно. И вот только недавно, ребёнку уже 6 лет, я стала замечать, что ребёнок у меня совсем не глупый и приходить к мысли, что надо слушать себя, свою маму и близких, которые знают ребёнка не по бумажкам, а сами по себе видят его способности. Страх за его будущее и возможность коррекционной школы ещё очень силён, но я уже начинаю больше верить себе и своему ребёнку, а не врачам, видящим ребёнка на приеме 30 мин. Поэтому маму из истории, описанной выше, ч хорошо понимаю. Не оправдываю, а искренне понимаю. Наши врачи и педагоги так запугивают родителей ребенка, так искренне навязывают ему умственную отсталосьь, что ты начинаешь верить в это и пытаешься разгулять в нем это. А объективно этого нет, ребёнок отлично соображает, но есть выраженный дефицит внимания (что является сложной, но решаемой постепенно проблемой).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ваш сы, думаю, ужа оканчивает второй класс. Очень надеюсь, что все складывается успешно, что вам повезло с педагогом. Если будет возможность - расскажите?

      Удалить
  3. Да, мы заканчиваем 2 класс общеобразовательной, но частной школы с программой на уровне практически гимназии. Единственное отличие от обычных школ - у нас в классе 14 человек и учитель может уделить много внимания каждому. По чтению и английскому у нас 5. По русскому 3, по математике тоже 3. Очень долго решали проблему с почерком. И вот к концу второго класса он стал читабельным. В первом классе нам еще пытались впаять дисграфию. Но сейчас как-то все нормализовалось понемногу. И да, мы занимаемся с репетитором - она каждый день с ним уроки делает и дополнительно еще занимается по немногу. Но в целом в школьной программе ребенок ориентируется и достаточно неплохо. Есть, конечно, свои особенности, когда дома все примеры решаются практически на пять, а в школе эти же самые примеры - ни одного правильного ответа. Я так понимаю, что это и есть следствие дефицита внимания. И учительница тоже самое замечает -один на один Максим великолепно со всем справляется. А вот в коллективе внимание пока рассеивается. Но я думаю, что со временем и это пройдет.
    Надо только отметить, что занимаемся мы очень много - и память развиваем по специальным программам, и внимание. И остеопат с нами рабоал и работает. Плюс, лечение у невролога. В общем, итог такой - если не опускать руки и иметь достаточно денег (а деньги тут рекой льются на все доп занятия и частные школы), то вытянуть таких деток можно. Но усилий требуется кратно больше, чем с обычными детьми. Поэтому всех призываю, у кого похожие ситуации, засучить рукава и впахивать.. Результат будет!

    ОтветитьУдалить

НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ! Пишите, что думаете!