> Подготовка к школе: Подготовка к школе.Как учить буквы с ребёнком? (игра и история из репетиторской практики)

Поделитесь с друзьями!

6 сентября 2015 г.

Подготовка к школе.Как учить буквы с ребёнком? (игра и история из репетиторской практики)

 История   из  моей   репетиторской  практики...Занималась  с   замечательным  мальчиком, назовём  его  Илюша. Родился  он  у  родителей, которым  было за 30, оба люди  успешные, состоявшиеся, и  в  жизни  уже  кое-что  повидавшие. Очень  они  радовались  рождению Илюши, и мама  решила оставить работу  и  заниматься  только  сыном. Вкладывали  и  папа, и мама, и бабушка  в  Илюшу  много  и  с  любовью, и  к  трём  годам, когда меня  пригласили  с  ним  заниматься, Илюша  был  очень  развитым  ребёнком.
Занимались  мы  много, продвигались  быстро, но  изучение  букв  не  форсировали, потому  что  торопиться  было  некуда. Развивали  все  психические   процессы (речь, мышление, внимание, память, воображение),учили  цифры, считали, я  знакомила  Илюшу   с  художественной  литературой, с   миром  природы  и  миром  людей. Одна  часть  каждого  нашего  занятия  была  посвящена  изодеятельности - рисовали, клеили, лепили. Успехи  были  значительные!

   Как  и  большинство  родителей,  родители  Илюши  уже  заранее  стали  задумываться  о  том,  в  какую  школу   его  отдать. Беда  в  том, что  в  нашем  районе   только  две   хорошие  школы. А   возить  ребёнка   в   другой  район  в   Москве   очень  проблематично:  у  нас  с  раннего  утра  дикие  пробки,  ну  а  в  метро  и  взрослого  могут  в  "час-пик"   задавить, не то  что  первоклассника. Так  что  решили  пойти  в  одну  очень  "крутую"  школу,  денежки  там  берут  за  всё,   но  ничего, Илюшины  родители  -  люди  не  бедные. Все  у  нас  в  районе  знают,  что  попасть  в  эту   школу, даже  и  за  деньги, не так  просто. Ребёнок  должен  либо  ходить   в  детский  сад  при  школе, либо  посещать  двухгодичные  подготовительные  курсы.

Так   что  мама  Илюши  выбрала  момент, когда  ему   исполнилось  4,5  года (это  как   раз  было  в   апреле) и пошла  записывать  его  на  подготовительные  курсы, чтобы  ребёнок  ходил  на  них  с  сентября. А  в  школе  ей  и  говорят "Курсы  у  нас  теперь  не  двухгодичные, а  трёхгодичные. Берём  только  четырёхлеток. А  с  сентября  курсы  у  нас  будут  четырёхгодичные,  будем  брать  трёхлеток. В школе  у  нас  такой  высокий  уровень  требований  к  учащимся,  что  готовиться  к  ней   надо  4  года. А  вы, если  хотите, записывайте  к  нам  ребёнка  на  курсы  четырёхлеток, но  только  весь  материал,  который  дети  прошли   с  сентября, вы  пройдите  с  ребёнком  сами (напомню, дело было  в  апреле!).  И  все  письменные   работы, во всех  тетрадях (их  три  плюс  раскраска)  вы  должны  выполнить  за  один  месяц. Ну  как,  идёте  к  нам  на  курсы?"  Ну   а  мама   Илюшина - делать  нечего,  в  крутую  школу - то  надо  попадать! -  согласилась  на  все  условия. И  пошёл  у  нас  с  этими  тетрадями  такой  "интенсив", что  ни  в  сказке  сказать, ни  пером  описать. Потому  что  работали  четырёхлетки  по  тетрадям  для ...шестилеток!  Вот  такая  "крутая"  система  обучения,  психологические  и  интеллектуальные  возрастные  особенности  детей  никого  не  интересуют, "хотят  у   нас  учиться - справятся!" Надо  сказать, я знаю  очень  много  родителей, которые  не  выдержали  этого  марафона  и  бросили  эти  курсы  -  а  занятия  там  3  раза  в  неделю  по  три  предмета, и почти   по   всем  домашние  задания!Те,  кто  пытается  тянуть  эту  лямку, выходят  из  положения  по-разному -  кто - то  нанимает  репетитора,  кто -то сам  делает  за  ребёнка  письменные  задания,  кто - то  стоит  над  ребёнком  с  ремнём "Делай, я тебе  говорю!" К  сожалению, Илюшина  мама  оказалась  из  последних,  и  её  перфекционизм  доходил  даже  до  того, что  она  заставляла  его   стирать и  по  несколько  раз  переписывать  буквы  в  прописях,  пока  не   получится  примерно  на  уровне  второклассника. Моего  мастерства  психолога  не  хватило,  что  притушить  её  нездоровый  педагогический  пыл, все  2  года  занятий  я  пыталась  убедить  маму  не  предъявлять  ребёнку  завышенных   требований, но   успеха  я  не  достигла,  (да  меня  и  приглашали  как  репетитора, а не как психолога),  и  в   конце - концов  я  не  выдержала  постоянного  психологического  насилия  мамы  над  ребёнком,  и " ушла"  от  них.


     А   поделиться  я   хотела  вот  чем. К  тому  моменту, когда   Илюша  "попал"  в  прямом  и  переносном  смысле, на  курсы, мы  выучили  с  ним  примерно  15  букв, потихоньку   читали  слоги  и  короткие  слова. Но, получив   статус  "продвинутого   шестилетки ", Илюше  надо  было  срочно  выучить  остальные  буквы   и  освоить  беглое  чтение. А   так   как   наши  занятия  из-за   срочного  выполнения  заданий   школы  ( за  прошедшие   полгода)  и  так   превратились  в   довольно  скучную   и  унылую  работу  в  тетрадях (для  шестилеток!),  то  мне  очень  хотелось  придумать  что - нибудь  интересное  и  игровое (ну   не   могу  я  детей  мучить, хоть  за  какие   деньги!),  чтобы    быстро   выучить  буквы . И  вот  что  мне  придумалось...

      ИГРА   "БУКВЫ   ИДУТ  В    МАГАЗИН"  (Извините, но  это  опять  магазин. Всё таки  о  магазинах  каждый  ребёнок  осведомлён  довольно  неплохо,  ну  и  не   в  больницу  же  играть, правда?)


      Купила  я  как-то  для  занятий  вот  такую  книжку. (Это  верхняя  часть  обложки)





Но   как - то  вяло  я   её   использовала (может, как  раз  из - за   того,  что  дети  и  так  неплохо  осведомлены  о  магазинах?).  И  вот  придумалась  мне   такая   штука -  размножила  я   небольшие   буквы (те,  которые  нам  с  Илюшей   надо  было   доучить),  да  и  приклеила   их  в  разные   магазины...









    Короткий   вариант  игры :  мы   рассматриваем   картинки (по  очереди,  не  обязательно  все   за  одно  занятие ) и  обсуждаем,  какая   буква   в  какой  магазин   пришла  и  что  она  там  хочет  купить. Илюшу  особенно  веселили  буквы,  которые  " уселись  в   тележки". 

Вы   можете  взять  любую  книгу,  которая  вам   не  очень  нравится (или, наоборот, очень  нравится),  и   сделать  то  же    самое : вклеить  в  неё  (  или  просто   вписать,  но  чтобы  было  хорошо  видно)  буквы.  Если  получится,  сделайте  гласные   красными,  а  согласные   синими,  если  нет  такой  возможности - ничего  страшного). Когда  ребёнок  "нашёл" букву ( а  на  образце  они  не  так  уж  и   заметны), спросите   его "Эта   буква  обозначает  гласный  или  согласный  звук? Давай   попробуем  её   пропеть! ААААА! Поёт, тянется,  значит, гласный  звук. Ш Ш Ш, шипит, но  не  поёт, значит  звук   согласный." Обязательно   вспомните  наше    правило :  согласные  БЕЗ   ПРИЗВУКА   ГЛАСНЫХ!!!Не  МЭ,
не ЭМ,а  коротко, как  в  конце  слова  "дом" - М, не  РЭ, не Эр, а  как   в  конце  слова  шар : "Р"!

     А   теперь,  для  самых   "неленивых"  и  заботливых   родителей,  продолжение  игры, особенно  занимательное  для  ребёнка. Если  у  вас   книга  на  другую  тему,  попробуйте  придумать  и  другое  продолжение   игры,  а  потом  поделитесь  с  нами!

 Для  моего  варианта   Вам   понадобятся   карточки  с  буквами  и  картинки   с  изображениями  предметов, которые  продаются  в  тех  магазинах, где  побывали  буквы. Вы   можете  взять  карточки  из  разных  "Лото", или  сделать  такие  картинки  самостоятельно, вырезав  картинки  из  рекламных  проспектов  магазинов,  и наклеив  их  на  картон. И карточки  "Лото", и  самодельные  картинки  мы  обязательно  будем  применять  ещё  во  многих  вариантах   разных  игр,  так  что  что-нибудь  заводите   обязательно! Берём  карточки  с  теми  буквами,  которые  "ходили   в  магазин",  и  раскладываем  их  на  столе. Это  "домики"   или  квартиры  наших  букв.  А  теперь  к  дому   прибыла  " Доставка   товаров  из  магазина"  (машина   или   воображаемая    машина    с  разными   карточкамии  из  "Лото". Будем  разбираться, для  какой  буквы  что  доставили. "Смотри, вот  привезли  тарелки. В  каком  магазине  продаются   тарелки? Правильно, в  магазине  посуды.Давай  посмотрим   на  картинку   с   магазином  посуды,  какие   буквы  в  нём  делали    покупки? Правильно, буква  "Л", буква "Ф", буква  "Ю"  и  буква  "Я". Как   ты  думаешь,  какая   буква  выбрала   тарелки? (Для    "продвинутых"   детей    можно  ввести   такое   усложнение - товар   привезли  букве,  которая   есть  в  этом   слове. Произносим   слово  "тарелки", медленно,  чётко,  по  слогам. Послушай, звук   "Ф"   есть  в  слове  "тарелки? " "Та - рел - ки, та - рел -ки" - нет,  значит,  это  не  она  купила. А звук  "Ю"   есть? Послущай, "та -рел -ки, та-рел-ки". Тоже  нет. А  звук  "Л". "Та - реЛ- ки". Услышал? Правильно,звук  "Л"   в  слове  есть, значит,это  буква  "Л"    купила   тарелки.  Давай   положим   тарелки  в  её   домик. А   кому   привезли  пылесос?  В  каком  магазине  он  продаётся?  Правильно,  в  магазине  "Электротовары". Давай   посмотрим,  какие   буквы   были  в   этом  магазине? " И  т.д.





   Не   берите   сразу   много  букв.  Начните  с  гласных  А, О, У, согласных  М, П, С, Т, Ш. Это   позволит  вам  в  скором  времени  писать  и  читать  слоги  и  простые  слова.

   Обратите  внимание - кроме   основной   задачи -  помочь     ребёнку  выучить    буквы, мы  решаем (в   игровой   форме,  занимательной    для   ребёнка!)  ещё    несколько  задач. 


Развивается   речь   ребёнка , её    произносительная   и   грамматическая   стороны. Развиваются,  уточняются   представления  ребёнка  об  окружающем - ребёнок  называет   предметы  на  картинках, вспоминает,  для   чего   они   нужны,  как  ими  пользоваться,  какими  они  бывают.Мы   помогаем   ребёнку   освоить  классификацию  предметов - посуда, мебель,  электротовары,  обувь,  одежда  и т.д.. Развиваем   память - и  зрительную  и  слуховую,  развиваем  внимание. Так    как    игра  наша   хоть  и  обучающая,  но  не  имеет   чётких  правил, она  позволяет  ребёнку   проявить  инициативу,  творчество,  самостоятельность. Наверняка  каждый  ребёнок   добавит  что-то  своё    в   первоначальный   сюжет   игры. И    как   любая   совместная  деятельность (проходящая  в  доброжелательной  атмосфере),  игра  сближает  детей   и  родителей, создаёт  у  ребёнка  ощущение   спокойствия, защищённости, принятия.

     Всем   читателям  будет  очень   интересно,  если  вы   поделитесь   своими  находками  и  расскажете   и   о  других  полезных  играх   с  малышом!

  Нашла   для  вас  в  "Книжном  лабиринте"  эту  книгу . А   в  вашем  городе  есть  пункты  доставки  "Книжного  лабиринта?"  Перейдите  по  ссылке  с  книгой,  познакомьтесь  с  прекрасным  Интернет - магазином  "Лабиринт" (кстати, при  заказе  через  интернет  цены  значительно  ниже,  чем  просто  в  магазинах  "Книжный  лабиринт",  с  первой   покупкой   начинает  действовать  накопительная  программа  скидок. И   праздничные  и  всякие    другие  скидки  в   "Книжном  лабиринте"  бывают  регулярно!)


    Желаю   вам   интересных  и   полезных  занятий   с  ребёнком!

3 комментария:

  1. Ух Наташа как у вас тут интересно то!А как же к вам подписаться?

    ОтветитьУдалить
  2. Наталья, большое спасибо за Ваш совет. Очень замечаиельная книжка!

    ОтветитьУдалить
  3. Наталья, большое спасибо за Ваш совет. Очень замечаиельная книжка!

    ОтветитьУдалить

НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ! Пишите, что думаете!