> Подготовка к школе: Подготовка к школе.Кубики Зайцева. Как устроены таблицы и для чего они нужны?

Поделитесь с друзьями!

22 сентября 2015 г.

Подготовка к школе.Кубики Зайцева. Как устроены таблицы и для чего они нужны?

 Я  продолжаю  рассказывать  о   кубиках   Зайцева.  В  первой  статье   я  рассказывала  о том, чем кубики Зайцева помогают при обучении ребёнка ,  а  во  второй - о видах кубиков. А  это  моё   третье   сообщение  о   кубиках   Зайцева. 

     Когда  мне   предложили  вести   занятия  по  кубикам  Зайцева  в  центре развития дошкольников, мне  для   ознакомления  вручили кассету  "с  попевками"  по  таблицам. На кассете  мужской голос (сам Николай Александрович Зайцев - ?)  пропевал  ""ЗУ", "ЗО",ЗА", ЗЭ","ЗЫ","З","ЗЮ", ЗЁ",ЗЯ",ЗЕ",ЗИ","ЗЬ".  Мои  дочери, услышав это пение, дико  хохотали. Это  и  вправду  было  довольно смешно. Но  когда   мы  это  пропеваем с детками, при этом  показываем  на  нужный  слог  указкой  и  на  последний слог или подпрыгиваем, или хлопаем в ладоши - это  здорово! Это весело, это интересно, а главное - "попевки"  действительно "работают", помогают дошкольникам запоминать, как читаются слоги!


      Я   уже   рассказывала  о  том,  что   на   золотых  кубиках  "живут"   гласные     буквы, на   железных  "живут"  звонкие согласные,  на   деревянных   глухие согласные . В  таблице  представлены  "развёртки"  кубиков - рядом   располагаются  "развёрнутые"  большой и маленький  кубик. То   есть  все  возможные  слоги   согласной   буквы - сначала  те, где  согласный    звук  твёрдый (ЛУ, ЛО,ЛА,ЛЭ,ЛЫ,Л), а  потом те, где   согласный звук   мягкий (ЛЮ,ЛЁ,ЛЯ,ЛЕ,ЛИ,ЛЬ).

   А   теперь  посмотрите    на  общий   вид  таблицы.


 Как  вы  видите,  в  верхней  части  расположены  звонкие    согласные,   а  глухие  согласные - в нижней  части. Очень важно, что  парные   по  звонкости - глухости  согласные  (В-Ф, З-С,Б-П и т.д.)  расположены друг под другом! Потому    что   эти  пары    помнить  необходимо! А если  выше   или ниже столбиков с согласным   нет  его пары - это   согласные  непарные    по  звонкости - глухости. Всё   наглядно! Пары  нет  у   звонких  согласных   Й, Л, М, Н, Р   и   у  глухих  согласных   Ч, Щ, Ц.  Ещё   в  таблице, как вы видите, слева  от  согласных   располагаются    гласныеВ первом   столбике -   гласные    первого  ряда (это гласные,  которые   НЕ   смягчают   стоящий   перед    ними   согласный : МУ, МО,МА и т.д. , во    втором  столбике  - гласные  второго  ряда (это гласные, которые смягчают   стоящий  перед  ними   согласный (МЯ,МЁ,МЮ   и  т.д.)).  


  Что     ещё    есть  в   таблице?   Слоги   вида  "Бум, бом, бам ...бюмь,бёмь, бямь... - в  верхней    части    таблицы,  слоги  вида   "Пуф, поф,паф... пюфь,пёфь,пяфь..."  в  нижней   части  таблицы ,  под  ними   - ягодки - клубника   и  земляника. Для  чего  они   нужны?  Они  помогают  ребёнку   понять,  насколько широко  мы  открываем  рот, когда  произносим  слоги  с  гласными  первого  ряда   или   с  гласными  второго  ряда

  Ещё   имеется "Уголок"   со  знаками  препинания.

Также    в  таблице   есть  "уголок"  с  цифрами,  элемент  математики   на  занятии  


по   обучению грамоте. Очень  полезная вещь ! 

         Теперь  расскажу  о  таблице   № 2.

 Таблица  № 2  объединяет    парные   согласныеСверху  вниз  расположены  согласные, парные по звонкости - глухости, слева   и  справа - пары   согласных,   парных   по   мягкости -твёрдости.  Слева   идут  слоги  с   твёрдыми   согласными,  справа -  с  мягкими  согласными.  Сразу   видно,  что  Ж,Ш,Ц  не   имеют  мягкой  пары.  Значит, если  вы  уделите  занятиям  по  таблицам  достаточно  внимания,   ваш   ребёнок,  выполняя  фонетический  разбор  слова (на   дошкольной подготовке или в школе),    вспомнит - эти  согласные  всегда   твёрдые (обозначаются  синим  цветом - кружочек,треугольник, квадратик или подчёркивание - зависит от программы). А     Й,Ч,Щ - не  имеют   твёрдой  пары,  они  всегда   мягкие (обозначаем  зелёным  цветом).

Зачем  нужны  таблицы  к    кубикам    Зайцева?  Их  надо  приклеить  на   стену (около  двух метров   в  ширину). На  первых  порах,  когда  ребёнок   только  учит  буквы  и  пытается  объединять  их  в  слоги,  читать слоги,  рекомендую  вам  "пропевать"  таблицы. Заведите   длинную  указку (если  вы  купите её  вместе  с ребёнком, или  украсите вместе с ребёнком  палочку   из  леса, интерес вашего малыша  к занятиям возрастёт).  На    своих   занятиях     мы   с  учениками      называем   её   "Волшебная   палочка " - потому   что  она  поможет  нам   совершить   волшебство - научиться   читать   и  писать. И,  показывая  указкой  на  слоги,  пойте   их  вместе  с  ребёнком. Сначала   -  сверху  вниз ( лу-ло-ла-лэ-лы-л,л, лю-лё-ля-ле-ли-ль,ль) - для   ритма  последнюю  букву  повторяем  два  раза). Я  пою  "на   мотив"  распевки "до-ре-ми -фа -соль-соль". Позже  можно   пропевать отдельные  группы  слогов (например, все слоги  с  буквой "А", все  слоги  с  буквой   "О"  и т.д.) 


Смысл  в  том,  чтобы   ритмично  передвигать  указку  и называть  нужный   слог.  Делайте так, как вам удобнее - возможно, вы  будете  петь  каждое утро и перед сном, а если  вы  не ходите в садик, вы  можете  петь  по  настроению, когда   вам  захочется - главное,  чтобы  это  нравилось вам и ребёнку, чтобы  это  было  весело. Чем  младше  ребёнок,  тем  непосредственнее   и  веселее  должны   проходить  ваши  занятия! 

Разговор  о   методике  занятий  по  кубикам  Зайцева  мы  продолжим. Желаю  вам  интересных  и  полезных  занятий   с  вашими  детишками! 

4 комментария:

  1. Наташа оёёёй...погоди ты,ну начала строчить!Я читать не успеваю! А я хочу читать!

    ОтветитьУдалить
  2. Леночка! Читай! Ты моя главная читательница! Спасибо тебе!

    ОтветитьУдалить
  3. Наверняка, как у опытного педагога у тебя есть и свои усовершенствования этой таблицы) Как у неработающего по таблицам человека, у меня есть вопросы и теперь есть человек, которому я могу их задать) 2 метра таблицы у меня лично с моим способом восприятия сразу вызывают тревогу и навевают скуку- у меня вообще с символами не очень. Я даже в тесте на коэффициент интеллекта сначала выбираю задания с картинками, потом с буквами и в самую последнюю очередь с цифрами) Есть и такие дети. Их, например, в школе тоже нехорошо пугать видом сразу всей таблицы умножения. Вот и с этой таблицей, не было бы разумно открывать только то, что поёте? Необходимость в таблице есть, но мне кажется разумнее и полезнее её каждый раз складывать на магнитной доске в виде домика гласной буквы, куда приходят в гости согласные, попеть вместе. Так ребёнок и видит( своими собственными глазами) слияние букв в слог( двигает их друг к дружке своими собственными руками) Очень хорошо, что в таблице нет слогов неправильных жы и шы, но зачем там слоги, которых нет в русских словах, например "лэ"? И цвет меня очень смущает. Подготовить к школе, мы можем только подстраиваясь под школьные требования, а значит цветовые обозначения звуков должны быть строго как в школе. Как твои дети на цвет реагируют? Не спрашивают, где синие и зелёные квадратики?)Прости за детскость вопросов, но если ты мне не скажешь, больше ни у кого не спрошу)

    ОтветитьУдалить
  4. Мне понравилась ваша статья, я вот только знакомлюсь, как работать по этим таблицам. Так что спасибо большое, всё становится понятно. Желаю вам с ребятами дальнейших успехов в овладении чтением!

    ОтветитьУдалить

НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ! Пишите, что думаете!