Я продолжаю рассказывать о кубиках Зайцева. В первой статье я рассказывала о том, чем кубики Зайцева помогают при обучении ребёнка , а во второй - о видах кубиков. А это моё третье сообщение о кубиках Зайцева.
Когда мне предложили вести занятия по кубикам Зайцева в центре развития дошкольников, мне для ознакомления вручили кассету "с попевками" по таблицам. На кассете мужской голос (сам Николай Александрович Зайцев - ?) пропевал ""ЗУ", "ЗО",ЗА", ЗЭ","ЗЫ","З","ЗЮ", ЗЁ",ЗЯ",ЗЕ",ЗИ","ЗЬ". Мои дочери, услышав это пение, дико хохотали. Это и вправду было довольно смешно. Но когда мы это пропеваем с детками, при этом показываем на нужный слог указкой и на последний слог или подпрыгиваем, или хлопаем в ладоши - это здорово! Это весело, это интересно, а главное - "попевки" действительно "работают", помогают дошкольникам запоминать, как читаются слоги!
Я уже рассказывала о том, что на золотых кубиках "живут" гласные буквы, на железных "живут" звонкие согласные, на деревянных глухие согласные . В таблице представлены "развёртки" кубиков - рядом располагаются "развёрнутые" большой и маленький кубик. То есть все возможные слоги согласной буквы - сначала те, где согласный звук твёрдый (ЛУ, ЛО,ЛА,ЛЭ,ЛЫ,Л), а потом те, где согласный звук мягкий (ЛЮ,ЛЁ,ЛЯ,ЛЕ,ЛИ,ЛЬ).
А теперь посмотрите на общий вид таблицы.
Как вы видите, в верхней части расположены звонкие согласные, а глухие согласные - в нижней части. Очень важно, что парные по звонкости - глухости согласные (В-Ф, З-С,Б-П и т.д.) расположены друг под другом! Потому что эти пары помнить необходимо! А если выше или ниже столбиков с согласным нет его пары - это согласные непарные по звонкости - глухости. Всё наглядно! Пары нет у звонких согласных Й, Л, М, Н, Р и у глухих согласных Ч, Щ, Ц. Ещё в таблице, как вы видите, слева от согласных располагаются гласные. В первом столбике - гласные первого ряда (это гласные, которые НЕ смягчают стоящий перед ними согласный : МУ, МО,МА и т.д. , во втором столбике - гласные второго ряда (это гласные, которые смягчают стоящий перед ними согласный (МЯ,МЁ,МЮ и т.д.)).
Как вы видите, в верхней части расположены звонкие согласные, а глухие согласные - в нижней части. Очень важно, что парные по звонкости - глухости согласные (В-Ф, З-С,Б-П и т.д.) расположены друг под другом! Потому что эти пары помнить необходимо! А если выше или ниже столбиков с согласным нет его пары - это согласные непарные по звонкости - глухости. Всё наглядно! Пары нет у звонких согласных Й, Л, М, Н, Р и у глухих согласных Ч, Щ, Ц. Ещё в таблице, как вы видите, слева от согласных располагаются гласные. В первом столбике - гласные первого ряда (это гласные, которые НЕ смягчают стоящий перед ними согласный : МУ, МО,МА и т.д. , во втором столбике - гласные второго ряда (это гласные, которые смягчают стоящий перед ними согласный (МЯ,МЁ,МЮ и т.д.)).
Что ещё есть в таблице? Слоги вида "Бум, бом, бам ...бюмь,бёмь, бямь... - в верхней части таблицы, слоги вида "Пуф, поф,паф... пюфь,пёфь,пяфь..." в нижней части таблицы , под ними - ягодки - клубника и земляника. Для чего они нужны? Они помогают ребёнку понять, насколько широко мы открываем рот, когда произносим слоги с гласными первого ряда или с гласными второго ряда.
Ещё имеется "Уголок" со знаками препинания.
Также в таблице есть "уголок" с цифрами, элемент математики на занятии
по обучению грамоте. Очень полезная вещь !
Теперь расскажу о таблице № 2.
Таблица № 2 объединяет парные согласные. Сверху вниз расположены согласные, парные по звонкости - глухости, слева и справа - пары согласных, парных по мягкости -твёрдости. Слева идут слоги с твёрдыми согласными, справа - с мягкими согласными. Сразу видно, что Ж,Ш,Ц не имеют мягкой пары. Значит, если вы уделите занятиям по таблицам достаточно внимания, ваш ребёнок, выполняя фонетический разбор слова (на дошкольной подготовке или в школе), вспомнит - эти согласные всегда твёрдые (обозначаются синим цветом - кружочек,треугольник, квадратик или подчёркивание - зависит от программы). А Й,Ч,Щ - не имеют твёрдой пары, они всегда мягкие (обозначаем зелёным цветом).
Зачем нужны таблицы к кубикам Зайцева? Их надо приклеить на стену (около двух метров в ширину). На первых порах, когда ребёнок только учит буквы и пытается объединять их в слоги, читать слоги, рекомендую вам "пропевать" таблицы. Заведите длинную указку (если вы купите её вместе с ребёнком, или украсите вместе с ребёнком палочку из леса, интерес вашего малыша к занятиям возрастёт). На своих занятиях мы с учениками называем её "Волшебная палочка " - потому что она поможет нам совершить волшебство - научиться читать и писать. И, показывая указкой на слоги, пойте их вместе с ребёнком. Сначала - сверху вниз ( лу-ло-ла-лэ-лы-л,л, лю-лё-ля-ле-ли-ль,ль) - для ритма последнюю букву повторяем два раза). Я пою "на мотив" распевки "до-ре-ми -фа -соль-соль". Позже можно пропевать отдельные группы слогов (например, все слоги с буквой "А", все слоги с буквой "О" и т.д.)
Смысл в том, чтобы ритмично передвигать указку и называть нужный слог. Делайте так, как вам удобнее - возможно, вы будете петь каждое утро и перед сном, а если вы не ходите в садик, вы можете петь по настроению, когда вам захочется - главное, чтобы это нравилось вам и ребёнку, чтобы это было весело. Чем младше ребёнок, тем непосредственнее и веселее должны проходить ваши занятия!
Разговор о методике занятий по кубикам Зайцева мы продолжим. Желаю вам интересных и полезных занятий с вашими детишками!
Наташа оёёёй...погоди ты,ну начала строчить!Я читать не успеваю! А я хочу читать!
ОтветитьУдалитьЛеночка! Читай! Ты моя главная читательница! Спасибо тебе!
ОтветитьУдалитьНаверняка, как у опытного педагога у тебя есть и свои усовершенствования этой таблицы) Как у неработающего по таблицам человека, у меня есть вопросы и теперь есть человек, которому я могу их задать) 2 метра таблицы у меня лично с моим способом восприятия сразу вызывают тревогу и навевают скуку- у меня вообще с символами не очень. Я даже в тесте на коэффициент интеллекта сначала выбираю задания с картинками, потом с буквами и в самую последнюю очередь с цифрами) Есть и такие дети. Их, например, в школе тоже нехорошо пугать видом сразу всей таблицы умножения. Вот и с этой таблицей, не было бы разумно открывать только то, что поёте? Необходимость в таблице есть, но мне кажется разумнее и полезнее её каждый раз складывать на магнитной доске в виде домика гласной буквы, куда приходят в гости согласные, попеть вместе. Так ребёнок и видит( своими собственными глазами) слияние букв в слог( двигает их друг к дружке своими собственными руками) Очень хорошо, что в таблице нет слогов неправильных жы и шы, но зачем там слоги, которых нет в русских словах, например "лэ"? И цвет меня очень смущает. Подготовить к школе, мы можем только подстраиваясь под школьные требования, а значит цветовые обозначения звуков должны быть строго как в школе. Как твои дети на цвет реагируют? Не спрашивают, где синие и зелёные квадратики?)Прости за детскость вопросов, но если ты мне не скажешь, больше ни у кого не спрошу)
ОтветитьУдалитьМне понравилась ваша статья, я вот только знакомлюсь, как работать по этим таблицам. Так что спасибо большое, всё становится понятно. Желаю вам с ребятами дальнейших успехов в овладении чтением!
ОтветитьУдалить