> Подготовка к школе: Подготовка к школе.Как заниматься с ребёнком? (памятка для родителей)

Поделитесь с друзьями!

18 сентября 2015 г.

Подготовка к школе.Как заниматься с ребёнком? (памятка для родителей)

 
Занимаемся  на позитиве!

  Здравствуйте,  мои   дорогие   читатели! Наконец - то я  ощущаю,  что  вы  у  меня  есть! Прожив  месяц  без  единого  комментария,  но   как   опытный  блоггер,  не  придавая  этому  особого   значения, я  была  уверена - меня  читают, моя  информация  нужна! Видела  это  по  количеству  просмотров, по  глубине  просмотров,  а  потому - писала! И  вот   наконец -то   первые   комментарии -  сначала  Галина  Нагорная , потом   Елена  Денисова! Та - дам! Блог  существует! Читатели  читают!
       В  мой   прошлый   блог   многие  посетители  приходили  по  ключевым   словам,  так  что   в  своей    тематике  не  сомневаюсь (что  это? опыт  или  высокая  самооценка? И   то,  и  другое!) Одним  словом,  комментариям  я  рада (конечно,  настоящим,  а  не  дежурным,  чтобы  ссылочку  на   свой   сайт  оставить)   и  обязательно  в   ближайшее  время   вставлю   страничку "связаться   со  мной". Но  если  есть  ко  мне  вопросы,  пишите  в   комментариях. Всё  вижу,  всё   читаю.
   
       И  ещё   такой   момент. Когда    я   пишу    статью,  в  том  числе   отвечая  на  ваши   вопросы, тон  у  меня   становится  такой  жёсткий   и  назидательный. Главное,  в  повседневном общении  я  белая  и  пушистая,  но,  когда  встаю  на  защиту прав  ребёнка,  становлюсь  очень  твёрдой! Должен   же  кто-то  защищать  детей,  кроме   Павла   Астахова?
Так    вот,  если  я  пишу,  отвечая  на  письмо  какой - нибудь  мамы,  я  иногда  ловлю   себя    на  мысли,  что  мой  жёсткий   тон  может  её   обидеть. Девочки,  пожалуйста,  не  обижайтесь! Это  я  не  к  вам  конкретно,  это   я  вообще! Я  вам  очень  благодарна  за  вопросы,  за  идеи - что  написать! Вы  мне   дарите  вдохновение! Спасибо  вам!

    Итак,  после   небольшого  вступления - отступления   возвращаемся   к  нашей   теме -
"как   заниматься   с  ребёнком". Если  кто   не  читал  начало,  лучше, конечно, прочитать. Вот здесь!   Если    читали,  напоминаю,  закончили  мы  вот  так :

 " И  теперь  у   самых  внимательных  читателей   моего  блога   возникнет  вот  какой    вопрос:
    для    чего   же   я  тогда    пишу   о  том,  что   должен  знать  первоклассник? 
Для  чего   "пугаю"    родителей    мониторингами  и  новыми  стандартами   образования?
  Как  быть  родителям,  если  "заниматься  нельзя  не заниматься"? Где   поставить  точку? "

  Я  бы   ответила   так:  "заниматься"    с    ребёнком    можно   и  нужно! Но! Как   заниматься? - вот   основной    вопрос! Предлагаю   вам (как  обычно!) нумерованный   список  -  памятку    для   родителей

                                     ОСНОВНЫЕ     ПРИНЦИПЫ 

          ЗАНЯТИЙ      С   РЕБЁНКОМ    -     ДОШКОЛЬНИКОМ:

  1. "Без  фанатизма!" Помните,  что  вы    занимаетесь   с  ребёнком    ради   самого    ребёнка! А  совсем  не   затем,  чтобы    вы  потом   могли   с  чистой   совестью  сказать   своей   маме,  подруге   или    учительнице  в  школе "Ну   не  знаю,  почему  он   такой  бестолковый! Я  же   с  ним  столько  занималась!" И   не  для  того  совсем,  чтобы   самой   не  мучиться  угрызениями   совести "Я   плохая  мать! Я  мало  времени  уделяю  ребёнку!". Мы   все  -  хорошие  мамы! Отличные! Самые  лучшие! Знаете,  почему   говорю  с  такой   уверенностью? Потому  что   видела  плохих  мам  своими  глазами! Работала  в   детском  доме. Там   "плохие   мамы"  изредка  приходят  навестить  своих  детей! Очень  редко! Пьяные,  без   зубов, и с новым  нетрезвым  ухажёром. И начинают  предъявлять  сотрудникам  претензии "Почему   моя  доченька  съехала   у  вас  на  тройки? Когда  дома  жила, на одни  пятёрки  училась!" (А  доченька - третьеклассница  по  результатам  тестирования   была  определена  в  первый  класс!). "Плохие   мамы"   лишены  родительских  прав. А   мы   хорошие! Мы  хотим,  чтобы  у  детей  всё   было  хорошо,  и  учимся,  и  стараемся. Мы - хорошие  мамы, договорились?
  2. Важно   не  количество,  а  качество! Лучше   заниматься    с  ребёнком   10   минут,  но  со  взаимным  удовольствием,  чем  полчаса   с  криком  и  угрозами! 
  3. Спокойствие,  только  спокойствие! Обязательное  условие! Не  кричать,  не  ругать  ребёнка,  не  обзывать! Спокойная,  доброжелательная  атмосфера! Ровный, энергичный  и  бодрый  тон!
  4. Нет - занятиям    в  плохом  настроении - вашем  или  ребёнка! Говорят,  даже  пища  у  хозяйки  в  плохом  настроении  отличается  от  пищи,  приготовленной   в  хорошем  настроении. Любая  рукодельница  подтвердит - если  злишься,  торопишься, такого  можно  навязать - нашить - потом  три  часа  распарывать! А  тут - ребёнок! Нежное  существо! Если  у   вас  нет  настроения, нет  времени,  вы  голодная,  усталая, расстроенная (и   всё   это,  только   в  ещё   большей  степени,  относится  к  ребёнку) - не  надо    в  таком   состоянии   заниматься    с   ребёнком!  Не   сейчас! Занятия   с  ребёнком - дело, требующее  и  внимания, и  энергии, и  напряжения. Не  добавляйте  себе  лишний   стресс,  если  вам  сейчас  не   до  занятий!
  5. Будьте   внимательны   к  проявлениям  ребёнка  во  время  занятия,  наблюдайте  за  ним.Всегда  лучше "недожать", чем  "пережать". Если  чувствуете, что  ребёнок  очень  устал, или ему  совсем  скучно, значит  с  содержанием  занятия  что-то  не  так,  переходите  к  заданиям  поинтереснее, или  поиграйте  в  финальную  игру  и  закончите  занятие.
  6. Позитив, юмор, шутка - обязательное  условие  занятий   с  ребёнком. У  нашей   психики  есть  такая  особенность  - эмоциональная  память. Вы  вчера  позанимались  с  ребёнком - букварь  почитали. Что  сегодня  всплывает  в  эмоциональной  памяти  ребёнка  в  ответ  на  ваше  предложение   почитать  букварь? Картинка № 1. "Ой! Опять  этот  букварь  дурацкий! Ненавижу! Вчера  у  меня   не  получалось  читать, мама  на  меня   так  ругалась - кричала, что    я  бестолочь, ничего   не   хочу! Потом  папе  пожаловалась, папа  ругался,  подзатыльник  мне  отвесил! Больно! Обидно! Ещё  папа  сказал, что  из -за  этого мы не пойдём в субботу  в  футбол  играть! Всё  этот  букварь  дурацкий  виноват! Школа эта проклятая! Ненавижу её! Хоть бы  её взорвали!"   И    картинка  №2 ""Мама   зовёт  меня  читать! Мам,  подожди,  сейчас я в машинки  доиграю! Мы  вчера  с  мамой  так  хорошо  позанимались! Я  никак  не  мог  некоторые  слова  прочесть,  мама  не  злилась, а  сама  читала,  а  я  за  ней  повторял. Понял  потом! Буква Ю - трудно  с  ней   слоги  читать! А  мама  меня  похвалила, по  голове  погладила,  поцеловала,  сказала,  что  я  самый  умный  малыш  на   свете, что  буду  в  школе  отличником! Ура! Скорее  бы  в  школу! Ну  их,  эти  машинки,  потом  доиграю!Пойду  читать!" Думаю,  тут  всё   понятно  и  без  моих  комментариев!
  7. Хвалите   ребёнка,  поощряйте  ребёнка,  вселяйте   в  него   веру   в  то,  что  всё   получится! Это   именно   те  методы, благодаря  которым  вы   постепенно  сформируете  у  ребёнка   положительное   отношение   к  учёбе. А  если  у  ребёнка   не  получается? Причин  может  быть  две     нет, три. Первые   две  связаны   с  вами . Либо  вы   выбрали  неподходящее  содержание  для  занятия (СОДЕРЖАНИЕ  занятия  выбирайте  тщательно, учитывая  возможности  и  интересы  ребёнка. Ребёнку  не  должно быть  слишком  тяжело  и  тем  более  скучно), либо  вы  путанно,  непонятно  или  нервно  объясняете. Третья  причина - из  пункта  4 - у  ребёнка  сейчас  нет  настроя  на   занятия.
  8. Хвалить  ребёнка   надо  после  каждого  занятия! Можно  подвести  итоги - что  вы  сегодня  сделали,  что  получилось. И  хвалить  надо  за  то,  что  ребёнок  сделал  над  собой  усилие,  поборол  свою  лень,  нежелание,  отложил  свои  игры   и  позанимался  учебной  деятельностью!.ХВАЛИТЕ, но  искренне, не  переигрывая. Хвалите, в первую  очередь, усилия  ребёнка, его  действия, результаты  его  труда.
  9. Последовательность - очень  важный    принцип   занятий   с  ребёнком.  Последовательность  поможет  вам  двигаться    постепенно, не  перескакивая  и  ничего  не  пропуская,  всегда  подбирать   нужное  содержание. Выберите  для  себя  какую - то  программу  или  учебное   пособие  и  не  торопясь  по  ним  продвигайтесь. Если  ребёнок  что-то   не  понимает - притормаживайте, возвращайтесь  назад, повторяйте  один  и  тот  же  материал  несколько  раз. Нам  не  нужен  дом  с  шатким  фундаментом,  всё   содержание   должно  быть  прочно  усвоено.
  10.  Повторность. Любой  материал  нужно  повторять  несколько  раз   ( от 5-7  до  10-15, в зависимости  от  сложности  и  способностей  ребёнка), из   занятия   в  занятие. Не  спешите!  Вы  закладываете  фундамент, он  должен  быть  крепким. Память  ребёнка, его  способность  к  концентрации   внимания  будет  постепенно  возрастать, новый  материал  ребёнок  будет  осваивать  легче  и  быстрее.

  11.  Ребёнок  должен  активно  действовать, а не  просто  сидеть  и слушать. Письмо-пока  сложный  вид  деятельности  для  ребёнка, писать  он  много  не  сможет.  Зато  может  раскрашивать, выполнять  какие-то  задания  в  тетрадях. Хорошо  раскладывать карточки, действовать  со  счётным  материалом, создавать изображения  из  геометрических  фигур.
  12. Наглядность. Как  можно  больше   используйте  картинки, рисунки, предметы, игрушки. В  старшем  дошкольном  возрасте  мышление  ребёнка  наглядно-образное, без  зрительного  подкрепления  ребёнку  трудно  усваивать  материал.
  13. Играйте! Основной  вид  деятельности  ребёнка-дошкольника- игра.Старайтесь вносить  игровые  моменты, фантазировать, импровизировать. Не делайте  занятие  скучным  и  занудным. Хотя  бы  скажите  ребёнку, что  вы  сейчас  играете  в  школу. Купите  несколько  обучающих  игр  и  обязательно 1-2-3 занимательные, используйте  их  на  занятиях.
       
  14. Вознаградите  усилия  ребёнка!  В  конце  занятия   обязательно  поиграйте  с  ребёнком  в интересную  игру, такую, чтобы  он  получил  удовольствие, чтобы  у  ребёнка   выработался  стереотип - сначала  я  занимаюсь, а потом  мы  с  мамой  играем, здорово! На  моих  занятиях  это  ритуал- последние  10  минут  мы  играем  в  игры-бродилки ( у меня  их  много, у  каждого  ученика  2-3  любимые, я их  чередую).

       
  15. Позитив! Напоминаю  ещё  раз - если  вы  хотите , чтобы  ваш  ученик  полюбил  учиться, старайтесь  сглаживать сложные  моменты, заинтересовывать, а не  заставлять,не спорьте, не  ссорьтесь, будьте  терпимы  и  гибки, внушайте ребёнку  веру  в  собственные  силы!
 ВСЁ  ПОЛУЧИТСЯ!  ПУСТЬ ВАШИ  ЗАНЯТИЯ  РАДУЮТ  ВАС  И  РЕБЁНКА!






    9 комментариев:

    1. Наталья, здравствуйте! вот и я к вам зашла в блог! Очень интересный пост! Как до боли всё знакомо! Конечно, работая в детском саду 17 лет младшим воспитателем, я была всего лишь "слушателем" в группе с детьми с ЗПР. И у нас была отличная команда, на протяжении нескольких лет: воспитатель, логопед и я. Детям первого нашего выпуска уже по 23 года, и мы со многими общаемся, встречаемся. Очень хорошие ребята, у некоторых уже свои семьи.
      Многие занятия тех лет сами собой мне запомнились, очень много помогала девчонкам в то время писать карточки (это сейчас всё просто с компьютером))
      Мне кажется, ваш пост очень полезный и поможет многим мамочкам!

      ОтветитьУдалить
      Ответы
      1. Здравствуйте, Ольга! Спасибо, что зашли в гости! Очень рада слышать про вашу "отличную команду", хорошие коллеги - это огромное счастье! Да, раньше педагогам приходилось очень многое делать своими руками, принтеров и ксероксов у нас не было! А сейчас - просто здорово! Я набираю задания на компьютере, потом распечатываю их на цветном принтере, причём столько экземпляров, сколько мне надо.

        Удалить
    2. Наташа ну как же ты всегда правильно расставляешь слова и акценты,что моя гадкая совесть начинает меня грызть ещё пуще.Спасибо,что напомнила,что мы все отличные мамы!Спасибо вот прям!Потому что я сколько ни занимаюсь с детьми,и муж занимается,я всё время только и толдычу,что мы плохие родители.А муж мне всегда внушает,что мы хорошие.И задаёт вопрос "Ну чем же мы плохи?",на который я не могу ответить.

      ОтветитьУдалить
      Ответы
      1. Лена, я думаю, все нормальные родители должны немного беспокоиться, хорошие ли они родители. Но совсем чуть - чуть. Потому что уверенность, что мы - хорошие родители, придаёт нам сил, а неуверенность - добавляет страхов и тревог, а они в жизни очень сильно мешают. Раз вы решились на третьего, значит вы любите детей,вам нравится возиться с ними, вы не боитесь хлопот и трудностей, и значит вы - ОТЛИЧНЫЕ РОДИТЕЛИ!

        Удалить
    3. Про вознаграждение спасибо.Даже не знала.Но вот тут лично у нас есть сложности.Когда дома малыш,который орёт и требует внимания,трудно заниматься,соблюдая последовательность и др.пункты.и порой и терпения не хватает.Но главное уяснить,что пусть хоть 5 минут,но дружненько позаниматься,чем пол часа,но орать то на старшего,то на младшего...
      Хотя нашему старшему маловато будет 5 минт.Уж если мы открыли ящик с развивайками...то всё...пока все не переиграем,не видать мне отдыха.

      ОтветитьУдалить
      Ответы
      1. Лена,это здорово, что старшему маловато 5 минут! Конечно, сейчас вам трудно всё успевать, но вы сделали главное - заложили у ребят интерес к учебной деятельности! Лена, твой комментарий подарил мне ещё одну отличную идею - написать о словесных играх, то есть о таких играх, для которых не нужен стол, игровое оборудование,особые условия. В словесные игры можно играть по дороге в садик и в школу, в машине, в очереди к врачу. И в то же время эти игры очень развивают - речь, мышление, память, внимание, воображение.

        Удалить
      2. Наташа я тоже приучила детей к словесным играм.И если мы идём по улице,говорим мы порой громко,то другие мамы нас считают ненормальными.
        Старший любит,а вот средний как то не особо любит.Ему нравится творчество.Это у него от мамы.Он много рядиться,придумывает костюмы и образы,проводит вымышленным детям занятия,постоянно рисует,учится вышивать.А старший он далёк от творчества и всё это просто невыносит.

        Удалить
    4. Лена, как я за вас рада! Сейчас опять читала твой блог - но пока не добралась до института. Ещё не знаю, какой факультет ты закончила - а то я тут поучаю, поучаю, а мне в пору самой у тебя учиться! Вот это интрига! Не говори мне, я сама хочу найти!

      ОтветитьУдалить
      Ответы
      1. А про словесные игры надо обязательно написать - ведь не все знают, а они очень "удобные" и полезные!

        Удалить

    НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ! Пишите, что думаете!