> Подготовка к школе: Подготовка к школе.Как заниматься с ребёнком?

Поделитесь с друзьями!

17 сентября 2015 г.

Подготовка к школе.Как заниматься с ребёнком?



  Как   же   здорово,  что  у   современных   родителей   есть  время   и  желание  заниматься   со   своим  ребёнком!    Это  просто   прекрасно! Наши  родители  были  так   заняты,  да  раньше  как - то  особо  и  не  принято  было  с  детьми          "заниматься". А  сейчас   прямо -таки  бум   развивающих  занятий   с  ребёнком! Тут  тебе   и  курсы  подготовки   к  школе, и   разнообразные  детские   клубы, и  куча  информации  в   интернете, и, главное, у  родителей    такая   возможность   появилась!

   Вот  только  одно   НО. Одно,  но  очень - очень  большое. После  всех  этих   занятий   ребёнок,  как   правило,  совершенно  теряет  интерес  к  учёбе!
      Вроде  бы  всё   он  у  нас  теперь  знает - и  буквы,  и  цифры,  и  читает, и  считает,  и  даже  на  английском   языке  несколько  слов   выучил! Здорово! А  учиться  не   хочет!

 Почему? Многие    родители   считают - он  уже  всё   знает,  поэтому  ему   не  интересно! И  про  подготовку  к   школе  так  говорят: если  он   будет  всё   знать,  ему  в  школе  будет  не  интересно! Это - заблуждение,  и  довольно  вредное! Что  значит - "он   всё   знает!"  Больше   уже  нечему   ребёнка   научить?  Прямо  диктанты  пишет  без  ошибок? Прямо  решает  примеры   на  сложение   и  вычитание  в  пределах  ста? Решает  задачи  в  три  действия? Может  с  интересом   и  без  напряжения   прочитать  тоненькую  детскую  книгу? Ах,  нет? Тогда   что  же  он  знает,  что  ему  уже,  видите  ли, "неинтересно"? В  моей  практике   репетитора    часто   ученики   поднимаются,  конечно,  не  до   такого    высокого   уровня,  но   до    довольно   "продвинутого" -  как   минимум,  быстро  решают   примеры  до  10,  книжки  читают   с  удовольствием,  пишут   правильно    такие   сложные  слова,  как   "деревья", "стулья", "подъезд", "съезд",  из  слов  попроще  самостоятельно   составляют   предложения    и  их  правильно   записывают   и   им   СОВСЕМ    НЕ     СКУЧНО!

 Я  сейчас    не  к  тому,  сколько  всего  надо  уметь  перед  школой,  а   о  том,  что  "СКУЧНО"  и    "НЕ    ХОЧУ    УЧИТЬСЯ" - это  не  из - за   того,  чему     учили,  а   из-за   того,  КАК    УЧИЛИ,   как    занимались    с   ребёнком. 

     Внимание  -  мы   сейчас  говорим  не   про  школьные   домашние   задания,  мы   сейчас  именно   о  дошкольниках! О  приготовлении   домашних    заданий    у   нас  будет  разговор  особый. Дошкольники    и   младшие   школьники - РАЗНЫЕ! В  первую  очередь,  они  отличаются   уровнем   сформированности  психических   процессов,  которые  лежат  в  основе   обучения. Отличаются   развитием  эмоционально- волевой   сферы ( категории  "ты   должен" - "я  должен"  как   раз    находятся   в   ведении   этой   сферы).


Занятия    с  ребёнком - дошкольником   "через    силу",  занятия, когда  ребёнка   заставляют  или  долго  уговаривают, чтобы   "сломить  его   сопротивление",     не    принесут   никакой    пользы,  а  вред -  почти  наверняка! 

      На   этом  месте   многие    родители  мне   говорят: "Ой! Лучше    мы   и  вообще   не  будем  с  ребёнком  заниматься! А  то  сделаем  что - нибудь    неправильно,  хуже    будет! ". И  знаете,  это    не   самое    плохое    решение. Потому   что   это     означает,  что  родители   осознали    свою  ответственность, и    они   хотя   бы    начнут    соблюдать  осторожность  при   общении   с  ребёнком,  и  у  меня   появляется  надежда,  что  они  станут   меньше    давить   на   ребёнка! Потому    что   самый    большой    вред  получается    и  в  воспитании,  и  в  любом  общении,  когда   кто-то   на   кого-то   слишком    сильно  давит. Давление    на  ребёнка  -  это  не   обязательно   физическое  воздействие   и  наказания. Психологическое    давление - в  виде  уговоров,  угроз,  шантажа, критики,  насмешек, постоянного   желания  ребёнка   стыдить  и  сравнивать  с  другими  детьми (не   в  его  пользу,  разумеется) - гораздо  опаснее! Почему? Потому  что   ваше    противостояние  с   ребёнком  -  оно  как  бы   скрытое,  завуалированное,  оно  такое  упакованное    в  красивую   коробочку   "я  же   о  тебе   забочусь,  я  же   тебе  добра  желаю!". Оно    держит  ребёнка   на  верёвочке,  оно   не   позволяет  ему  вас   возненавидеть. "Мама   хорошая  на  самом  деле! Она  меня  любит! Это  она  обо  мне  беспокоится!". Но  внутри - то   у  ребёнка - конфликт. Между  ожиданиями  взрослого   и  его  возможностями,  его  желаниями,  а  порой   и  потребностями. Какой    вывод  делает  ребёнок? "Мама   хорошая! Она  взрослая,  она   умная! Она  знает,  что  мне  надо! А  я - плохой! Я - глупый!" Ребёнок    безгранично   верит  своим  родителям,  он    совершенно  некритично  воспринимает  всё,  что   они  говорят  о  нём: "Я  в  школе   буду  учиться  на  одни  двойки! Меня  могут  вообще  из  школы  выгнать! А  потом  меня  на  работу  никуда   не   возьмут! Наверное, и  правда  -  только  в   дворники!"

    Как    себя   чувствует,  как  себя   ведёт  ребёнок   с  таким   мироощущением? В   ответ   на  этот  вопрос   я   часто  слышу "Ой,  ну   вы   всё   так  усложняете! Да   ерунда   это  всё!   Да   моему  всё -  как  с  гуся   вода! Сколько  мы  его   не   ругаем - ему   безразлично! Ничего  ему   не  делается! Ничего    не  меняется!" А  зачем  тогда  вы   его  ругаете? Просто  воздух  сотрясаете? Демонстрируете  своё   родительское  бессилие? Не  слишком  мудро!

       Дорогая   мама! Вы  глубоко   заблуждаетесь,  когда  думаете,  что  такие   ваши  "педагогические    воздействия"   проходят  бесследно. Со  временем - да,  ребёнок  на  них  уже  практически  не  реагирует. Внешне! А  как   увидеть,  что  в  его  душе? Да  очень  просто - заглянуть  в  свою  дущу! Вспомнить,  как  вы  себя  чувствовали,  когда  вас  стыдили,  позорили,  сравнивали  с  отличницами? Хорошо, приятно  было? А  если  бы  вы  когда - нибудь  решились  пообщаться   с  психотерапевтом,  с  психологом, и  вы  вместе   начали  бы  "ковырять    ваши  душевные  болячки"  и    отыскивать  причины  вашей  неудовлетворённости  собой   и  своей   судьбой,  то  вы  бы  обязательно  дошли  до  самой  сути -  вашего   постоянного    ожидания   чьих-то   оценок, вашей    невысокой   самооценки,  которая  складывалась  как  раз  под  влиянием   вот  таких  воспитательных  воздействий    ваших  родителей   и  учителей. Они  лепили,  создавали  ваше   видение  себя:  "ты   недостаточно  умна,  красива,  прилежна,  трудолюбива"-  что  там  ещё   было? - у   каждого  родителя   свои  приоритеты!

   Пока   ваш  ребёнок   ещё   верит  вам,  доверяет  вам,  пока  он  ещё  доверяет  взрослым  людям,  миру  и  Вселенной - измените   его   судьбу    к   лучшему! Перестаньте  его  ругать,  критиковать,  наказывать! Начните   ему  помогать  справляться  с  трудностями,  начните   учить  его  преодолевать  трудности,  начните   учить  его  верить  в  себя  и  в  свои  силы,  принимать  себя! Спасите   ваши  с  ним  отношения,  которые   разрушаются  вашей   критикой  и  упрёками!


     Мы   с  вами   немного  углубились  в   психотерапевтические   дебри,  но  это  было  необходимо! Очень  важно, чтобы  родители  осознавали   свою   ответственность  за  судьбу  своего   ребёнка,  свою  роль  в  формировании   его  самооценки! Всё   очень  серьёзно!

  А    теперь - хорошая   новость! И  не   одна!

   Родители   считают,  что  заниматься    с  ребёнком - это    значит  делать  что -то   ужасно   серьёзное   и    скучное   -  например,   учить    ребёнка   писать   буквы  в    прописях   или   заставлять  его    читать  по  букварю. Что  ещё   кажется  родителям  важным? Мне  даже  больше  в  голову    ничего  не  приходит - обычно  именно  это. Математика  как - то  "выпадает" - ну  цифры    выучили,  ну  до  ста  считать  научили,  ну  примеры  заставляем   решать - а  он,  тупой   такой,  никак   не  может  решить! Ну   4 + 2,  ну  5 + 3,  ну  чего   такого   сложного?  Лёгкие  ведь  примеры! Или  тупой,  или  специально  над  нами  издевается!
    Так   вот, хорошая    новость  состоит  в   том,  что   заниматься   с   ребёнком - это  не    только  прописи,  букварь   и  примеры!

  На    самом  деле,  вы    почти  всё   время   занимаетесь   с  ребёнком! Практически   постоянно,  когда  вы   общаетесь  с  ребёнком,  не  унижая  его  достоинство (то  есть   если  вы  его  не  ругаете,  не  стыдите,  не  высмеиваете,  не  критикуете),  вы  с   ребёнком   занимаетесь!   Вы    всё    время,  в  повседневной   жизни,  в  совместных   делах  и    заботах, занимаетесь   с   ребёнком!  А  вовсе  не   только  тогда,  когда    он   сидит  за  столом  и  грустит  над  прописями.

      Вы     занимаетесь    с  ребёнком  (то    есть   развиваете  его,  знакомите  с  чем - то  новым, чему -  то  обучаете),  когда    вы:


  • идёте    вместе  из   сада  или  в  сад (магазин,  парк,  поликлинику)  и   разговариваете
  • задаёте  ребёнку    любые    вопросы  и  спокойно, терпеливо  и  внимательно  выслушиваете   его  ответы
  • отвечаете    на  многочисленные  вопросы    ребёнка
  • гуляете    с  ребёнком
  • наблюдаете   за   окружающим - люди, машины, деревья, трава, птицы, солнце, небо - и  даёте  какие -то  пояснения, в доступной  ребёнку  форме
  • называете   предметы   и  явления,  с  которыми  вы  соприкасаетесь,  даёте  элементарные  сведения   о  них
  • называете    и  объясняете  свои  действия
  • называете   и  объясняете  свои  запреты
  • разглядываете  с  ребёнком  картинки (любые!)   и  называете,  что  на  них  нарисовано
  • читаете  ребёнку    книги
  • водите  ребёнка  туда,  где   он  ещё   не был,  и  объясняете  ему,  "что   там  к   чему"
  • вешаете    на  стену    алфавит (лучше   НЕ  говорящий)   и   по  его   просьбе   называете  буквы, поступаете   так  же  с  цифрами


  • играете  с  ребёнком  в  любые  игры!


  • рисуете,  лепите,  вырезаете  вместе    с  ребёнком
  •  учите  ребёнка  кататься  на  велосипеде,  на  лыжах,  на  коньках, плавать, играть  в  мяч
    Я   бы   сформулировала   так:  есть  ли   польза   от   занятий   с  ребёнком,  зависит   от   того,  на  сколько   его   внимание    сосредоточено   на   этом  занятии,  и   на   сколько   ему   это   нравится. Если    внимание   ребёнка   рассеяно,  если   он   не   сосредоточен   на   вашем  занятии - считайте,  что   пользы    не   будет,  вряд  ли   ребёнок   что-то   запомнит. 10    минут   деятельности,  на   которой    ребёнок   полностью    сосредоточен,  принесёт  больше   пользы, чем   час   занятий,  когда  ребёнку  не  интересно,  его  заставляют,  а  ему   хочется  чего - то   другого. Именно   по  этой   причине   курсы   подготовки   к   школе  редко  приносят   значительные   результаты. Не   часто  на   этих   курсах  педагоги   стараются   заинтересовывать. Несколько  детей    хорошо  занимаются,  вовлечены   в   процесс,  а  несколько   человек   "ворон   считают",  и   в   облаках   витают,  а  то  и  мешают  всей   группе.

      И  теперь  у   самых  внимательных  читателей   моего  блога   возникнет  вот  какой    вопрос - для    чего   же   я  тогда    пишу   о  том,  что   должен  знать  первоклассник? Для  чего   "пугаю"    родителей    мониторингами  и  новыми  стандартами   образования?  Как  быть  родителям,  если  "заниматься  нельзя  не заниматься"? Где   поставить  точку? Вы    уж  извините,  но  это  будет   в    моём   следующем   сообщении! Оно  почти  готово! А  то  слишком   много  информации   "в    одном   флаконе"! Желаю  вам    переварить  написанное,  всё    обдумать   и   прийти  к   золотой   середине - "Мы   занимаемся   с   ребёнком, но  независимо    от  результатов,  мы  его  очень  любим  и  желаем  ему   добра! Поэтому  свои  благие  намерения  вырастить  его  самым  умным  будем   сдерживать! Пускай  лучше  наш  ребёнок  будет  самым  здоровым  и  самым счастливым! А это  во  многом  зависит  от  нас!"

   Всего   самого   доброго   вашей    семье!







5 комментариев:

  1. Ух,всё прочитала!
    Мысли и эмоции постоянно менялись.То хотелось возразить,до одобрительно покачать головой...Я проанализировала свою ситуацию.Наш ребёнок занимался с удовольствием.С таким же интересом и я занималась с ним.Но он так привык,что мама ему придумывает занятия,рисует что то для занятий,что сейчас,да и вообще по жизни,как то мало сам пытается что то придумать.А играть в разные развивалки любит до сих пор!Иногда и сил то нет,а он снова просит.Приходится мне заниматься,ведь сама приучила.
    Но мне нравится как вы настраиваете на нужную волну,как будоражите наши родительские чувства,окуная нас самих же туда,откуда родом и наши комплексы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, добрый вечер! Дописываю вторую часть!
      "То хотелось возразить" - и чего, возражайте смело,хочу увидеть и осветить проблему со всех сторон!
      Я поняла, вас огорчает некоторая "несамостоятельность" сына в выборе занятий, то, что он хочет, чтобы и вы в это были вовлечены? Я вас понимаю - ведь это дополнительная нагрузка для вас, маме трёх деток и так всегда есть чем заняться! Но зато сколько плюсов! Во - первых, у ребёнка сформированы познавательные интересы - а ведь сколько детей сейчас интересуются только электронными игрушками - комп, разные там gameboy, игровые приставки, PSP, смартфоны. Им больше ничего не надо и не интересно! Мамы таких детей вам позавидуют! (А чего завидовать - кто им мешал тоже с ребёнком заниматься? А им было проще купить игровую приставку, чтобы их не трогали).Во - вторых, ребёнок приучен интеллектуально трудиться! В - третьих, он принимает обучающую ситуацию - для него взрослый - носитель знания, информации.Это отлично! У меня, например, младшая дочь(потом напишу об этом поподробнее) примерно класса до 5 не хотела принять эту ситуацию. "Я не хочу учиться! Я знаю всё, что мне нужно!"

      Удалить
    2. Вот и беда то в том,что мне казалось,что если я буду разрабатывать для него занятия,готовить дидактические материалы,то познавательная деятельность как раз включится.Но оказалось,что я ошибалась...Он не может почти сам во что то поиграть.Он ждёт маму,чтобы она с ним в фишки поиграла.Он хочет,чтобы в баклуши я играла.Ему нравится,как мама ярко реагирует на игры,проговаривая и придумывая по ходу дела сюжеты и реплики героев.Ему хочется играть со мой в танчики.Мне поэтому стало казаться,что я из него сделала инертного человека...

      Удалить
  2. Все делаю, как написано. С детьми важно ПОСТОЯННО разговаривать что мы делаем, куда идем и т.д. и развитие проходит естественно. И как только неинтересно, перестаем заниматься. Мои дочка и сын так до двух лет все цвета знали, потому что по ходу учили, и буквы так для общего развития когда им было интереснои и до 10 считали, гуляли на улице считали машины, деревья... Но я стараюсь их не развлекать много. Ребенок должен знать и научиться понимать, что мама не доступна для него 24 часа в сутки, я спокойно могу сказать деткам, вы поиграйтесь, маме нужно то и то сделать, при этом всегда нужно хвалить когда они играются сами без моей просьбы. Или обещаю поиграться с ними после ужина перед сном особо или почитать. И еще иногда включаем мультики на часок, но тщательно выбираются без агрессии, только добрые и познавательные или песенки. В них не должно быть ни тени негатива, который дети могут скопировать в поведении, например "Маша и Медведь", такого нужно избегать. Ребенок не отсеивает, что плохо что нет, он просто берет и копирует все, что Маша делает. Считаю, что это очень негативно влияет на процесс воспитания.

    ОтветитьУдалить
  3. Все делаю, как написано. С детьми важно ПОСТОЯННО разговаривать что мы делаем, куда идем и т.д. и развитие проходит естественно. И как только неинтересно, перестаем заниматься. Мои дочка и сын так до двух лет все цвета знали, потому что по ходу учили, и буквы так для общего развития когда им было интереснои и до 10 считали, гуляли на улице считали машины, деревья... Но я стараюсь их не развлекать много. Ребенок должен знать и научиться понимать, что мама не доступна для него 24 часа в сутки, я спокойно могу сказать деткам, вы поиграйтесь, маме нужно то и то сделать, при этом всегда нужно хвалить когда они играются сами без моей просьбы. Или обещаю поиграться с ними после ужина перед сном особо или почитать. И еще иногда включаем мультики на часок, но тщательно выбираются без агрессии, только добрые и познавательные или песенки. В них не должно быть ни тени негатива, который дети могут скопировать в поведении, например "Маша и Медведь", такого нужно избегать. Ребенок не отсеивает, что плохо что нет, он просто берет и копирует все, что Маша делает. Считаю, что это очень негативно влияет на процесс воспитания.

    ОтветитьУдалить

НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ! Пишите, что думаете!