> Подготовка к школе: Подготовка к школе.Обучение чтению.Звуки и буквы. Гласные и согласные.

Поделитесь с друзьями!

24 августа 2015 г.

Подготовка к школе.Обучение чтению.Звуки и буквы. Гласные и согласные.

 " Ликбез    для    родителей  № 2."
  Гласные    и  согласные  буквы  и  звуки. Первоклассник  к  концу  учебного  года  должен  чётко  различать   звуки    и  буквы, гласные  и  согласные, давать  определения, объяснять  различие. "Гласные  звуки  состоят  из  голоса, согласные  из  голоса  и  шума(звонкие), или  только  из  шума (глухие). Гласные  звуки  образуют  слоги, в слове  столько  слогов, сколько  гласных  звуков." Напоминаю, разницу  между  звуками  и  буквами  я  объясняла  здесь


 Учиться  делить  на  слоги  не  трудно, мы  это  сделаем, когда  начнём  читать  слова. Для  объяснения  ребёнку   разницы  между  гласными  и  согласными  звуками,  лучше  дать  ему  в  руки   небольшое  зеркало.
Если  чувствуете, что  ребёнок  не  готов  "переварить"  эту  информацию, оставьте  это  на  потом. Просто  постоянно  подчёркивайте   гласные   звуки  "умеют   петь", их  можно  тянуть, они   образуют   слоги,  согласные   звуки   не  умеют "петь",  их  нельзя  тянуть.
        Итак :
"Посмотри  в  зеркало  на  свой   ротик, когда  ты  произносишь  звук  "А". Рот  открыт,  и  воздух, который  ты  вдохнул, свободно  выходит  из  ротика, ему  не  мешают  ни  губы, ни язык.Поднеси  ладонь  к  ротику, произнеси "а". Ты  почувствовал  тепло, это воздух, который  ты  вдохнул, выходит  изо рта вместе  с  гласным  звуком. Давай  теперь    будем  произносить  гласный   звук "О". Смотри, ротик  округляется, воздуху  опять  ничего  не  мешает.Поднеси  ладонь  ко рту, почувствуй  свой  выдох. Попробуй  произнести  гласный   звук  "У". Смотри, губы  вытягиваются  трубочкой. Почувствуй ладошкой  выдыхаемый  воздух.

 А теперь   согласные   звуки. "М","М"- смотри, губы сомкнулись, иначе бы звук не  получился. Струя  воздуха  выходит  изо  рта, но не так   свободно, как   при  произнесении  гласных. Звук  "М" - согласный, это  значит, что  мы  будем  его  употреблять  с  гласными. Чтобы  произнести звук "Д", мы  ударяем  кончиком  языка  в  верхнее  нёбо. Попробуй: "Д","Д","Д",чувствуешь, где сейчас твой язык ? (Я  не  буду очень  подробно  на  этом  останавливаться,  просто  маленький  экскурс, если  вам  интересно,  почитайте  поподробнее  у   логопедов, это  их  сфера).

    Для  чего  ребёнку    надо  различать   и   знать  гласные   и  согласные   звуки  и  буквы? Во-первых,  как  я   уже  сказала,  в  первом  классе  этого  требует  программа. А  по  новым  стандартам  в  первом  классе   такая  скорость  прохождения  программы,  что  ребёнку  нужна  либо   хорошая  подготовка, либо  ваша  интенсивная  помощь.
 Во-вторых, различать  гласные  и  согласные   необходимо  для  правильного  и  чистого  чтения. Когда  ребёнок  смотрит  на  слово,  он  видит,  какие  согласные   образуют  слоги  слияния (слог    слияния   это  слог  вида  согласный - гласный) МА   ПО   РУ   и т.д., а  какие   согласные   надо  читать  кратко, без   призвука  гласного,  так,  как   в  конце  слова :  КРОВАТКА  -   Р, В, вторую К- надо   читать  слитно   с   гласными:  РО, ВА, КА,  а  первую   К  и   Т   читаем  кратко.


 На  первых  порах  чтения  мы  с  ребёнком  делаем   так : под  слогами  слияния   мы  ставим  дугу, а  под  согласной  или  гласной, которую  мы  читаем  кратко,  ставим  точку. Это  очень  облегчает  чтение.
     Желаю вам приятных  занятий  с  ребёнком!

2 комментария:

  1. Подробно и доходчиво. Успехов в ведении блога.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Глеб! Вам тоже всяческих успехов!

      Удалить

НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ! Пишите, что думаете!