> Подготовка к школе: Подготовка к школе.Как выучить стихотворение быстро и весело?

Поделитесь с друзьями!

24 августа 2015 г.

Подготовка к школе.Как выучить стихотворение быстро и весело?

   


    Недавно    я   поделилась   стихотворениями о школе и учениках . Подобрала   стихотворения, которые  действительно  создают  радостный,  праздничный   настрой   на  школу. Думаю,  многие   родители  со  мной   согласятся - не   всех   детей    радует  приближение  1   сентября   и   предстоящего  учебного   года. Давайте   постараемся   не  ругать  их   за  это,  не  стыдить,  а   понять,  поддержать  и   подбодрить. А  ещё -  хорошо  бы   нам,  родителям, принять    для  себя  решение (и  выполнить   его!)  в   этом  учебном  году  побольше   детям   помогать  с  учёбой! Программы   сложные,  нагрузка   большая,  наша   помощь  и  поддержка  просто  необходимы!

     Я  всегда    очень  рада,  когда  вы   присылаете   мне  свои  вопросы  и   пожелания  -  о  чём  рассказать. Уже    не    раз    меня   спрашивали,  как  помочь   ребёнку    выучить  стихотворение.  Сегодня  я   расскажу  об  этом  поподробнее.



       Начать  надо  с  того,  чтобы  помочь  ребёнку   понять  смысл  стихотворения. В  прошлом   учебном  году   я  помогала  третьекласснику   выучить  вот  такое  стихотворение   Евгения   Евтушенко  (ребёнок  учится  по  программе  Занкова) :





Заря у клёна на руках

Ещё дремала,как ребёнок,
и месяц утренний был тонок,
истаивая в облаках.

Звенели птицы на лету.
В садах вливалось солнце в завязь,
и груды рыбы на плоту
червонным золотом казались.

       Как  вы   думаете, был  ли  понятен    девятилетнему    мальчику  смысл   стихотворения? Весьма   отдалённо.  А   какие  слова   были  ему    незнакомы?  Истаивая,  завязь,  груды,  плот, червонное.  Очень трудно  давалось  ему, бедному,  разучивание  стихотворения. Но,  когда   я   ему   объяснила    значение  незнакомых  слов   и   необычных  эпитетов ("заря  у  клёна  на  руках", "истаивая", "вливалось  солнце   в  завязь", "червонным  золотом  казались"), мой   ученик  смог  его  выучить  и  получить  на  уроке заслуженную  "пятёрку".

     Очень  трудно  учить  стихотворение,  когда  ты  не  понимаешь  смысла  некоторых  слов (да  и  произносишь  их  с  трудом),  и  тебе  трудно  представить,  что  там   происходит,  в  этом  стихотворении,  о  чём  вообще  поэт  пишет.  Поэтому,  выбирая    стихи   для   разучивания,  я  обращаю  внимание    не  только  на  объём   стихотворения,  но  и   на  сложность  текста -  много   ли  в  стихотворении  слов,  совсем  незнакомых  ребёнку,  и  насколько   будут  понятны   авторские  обороты  речи.

     Прежде  чем  начать  учить  стихотворение, объясните   ребёнку    смысл  новых  слов   и  выражений,  убедитесь в   том,  что  он  всё   понял   и  представляет   себе,  о  чём   нам  написал  поэт. Попросите  ребёнка  несколько  раз  повторить  за   вами  новые  слова. Мой    ученик  всё    время  произносил  вместо   "червонным  золотом" - "черновым",   никак    у  него  не    получалось   произнести  правильно    впервые  встреченное  слово.

       Как   вы   понимаете,  для  того, чтобы   что-то  выучить,  надо  это  повторять  много  раз.  Но  также   большое  значение   имеет   эмоциональный   аспект - нравится  ребёнку  стихотворение  или  нет,  хочется  ему  его  выучить,  или  совсем  не   хочется. Если   у  вас  нет  выбора - учить    ли    данное  стихотворение   или  не    учить (стихотворение   учить  поручили  в  садике  к  празднику  или  в  школе  на  уроке), постарайтесь   вызвать  у  ребёнка   положительный  отклик  на  данное  стихотворение.  Постарайтесь  найти  в  стихотворении,   и  донести   это  до  ребёнка,  чем   лично  вам  нравится  это  стихотворение (даже  если  оно  вам  не нравится!) ,  например :


  • как   красиво  автор  описал  природу! Мы  прямо  так  и  представляем  себе  зимний  лес,  деревья  в  снегу,  свежий  запах  мороза!
  • какое  стихотворение    доброе,  с  какой  теплотой   автор  относится  к  героям!
  • какое  стихотворение   весёлое,  озорное,  оно  поднимает  настроение
  • какие  необычные  слова  и   образы  подобрал  поэт,  чтобы  помочь  нам  лучше  понять  те   чувства,  которыми  он   хотел  поделиться
  • если  вы  знаете  что-то  об  истории создания  стихотворения,  о  его  авторе - поделитесь  этим  с  ребёнком, это  тоже  поможет  вызвать  у  него  желание  запомнить  стихотворение.
    Обратите   внимание - ведь  это  уже   начало  обучения  ребёнка   умению   анализировать  текст! Это    очень  ценное    умение,  важность  которого   для   учёбы   в  школе    невозможно  переоценить! Это  умение   понадобится   и  на  уроках  чтения,  а  потом  литературы,  и  при  чтении   текстов  учебников   по  всем   гуманитарным и  естественным  наукам.

  Очень   трудно   учить  стихи,   если  ты  думаешь,  что   это  трудно,  и  что  у  тебя  это  может  не  получиться. В  своей  практике  я  очень   часто  сталкиваюсь  с таким   случаями,  когда  ученик   мне  говорит:  "А   я  не  умею  учить  стихи.  У  меня  память   плохая. У    меня  всё   равно  ничего  не  получится!" Это  означает,  что  ребёнок  имел   отрицательный  опыт  -  ему  не  давалось  какое-нибудь  стихотворение,  и  взрослые,  вместо  того,  чтобы   ему   помочь,  подбодрить, похвалить  малыша  за  его  усердие,  позволили  себе  его  неуважительно    критиковать, внушили  мысль    о  неуспешности!


      Занимаясь  с   ребёнком  любым  делом,  взрослые   должны  помнить  о  формировании  у   ребёнка   положительной    самооценки,  веры  в  собственные  силы. Поэтому  всегда,  занимаясь  с  ребёнком,  вы    должны  быть  терпеливы, тактичны,  и  обязательно  давать   положительное   подкрепление  усилиям  малыша! Учить  стихи - дело  довольно  сложное,  требующее  от  малыша  больших  волевых  и  интеллектуальных  усилий,  и  здесь   важны  ваши  умения  общаться  с  ребёнком   в    положительном  ключе.



       А  теперь  расскажу,  какие    методические  приёмы    я  использую,  когда   помогаю   ребёнку    выучить  стихотворение. Чтобы    вам  было  легче   помогать  ребёнку,  текст  стихотворения  надо  иметь  под  рукой,  а  ещё   лучше,  чтобы  он  был  уже  у  вас  в  голове (кстати, учёными  давно  доказано - разучивание   стихов - весьма  эффективный   способ   борьбы   со   склерозом).
  • Заведите    папку    "Учим    стихи",  и  вкладывайте   в  неё    тексты  всех  стихотворений,  которые  вы  учите  с  ребёнком. Если  ребёнок  любит  рисовать, клеить, предложите  ему  оформить  красивую   обложку.Если  найдёте -  вставьте  в  свою  папку  портреты  поэтов,  поищите  информацию в интернете, и  расскажите   ребёнку  о  поэте  хотя  бы  несколько   слов.  И  обязательно  к  каждому  новому  стихотворению  рисуйте  иллюстрацию(заодно    познакомите  с  новым  словом - иллюстрация,  а  если  есть  желание, можно   и  начать  очень  интересную   и  полезную  работу  по  изучению  творчества   известных    художников - иллюстраторов   детских   книг). Если  ребёнок  пока рисует плохо, можно   вставлять в папку  только   ваши  работы,  или    работы  совместные   ваши  с ребёнком - не важно, главное, чтобы   папка  и  все  стихи,  которые в ней хранятся, привлекала внимание ребёнка, вызывала  положительный  отклик. Хочу  здесь обратить ваше  внимание вот на какой  момент - дети постарше могут  порой очень самолюбиво  относиться  к  сравнению своих рисунков и рисунков взрослого (Мама,  как  ты  красиво  нарисовала! А я так плохо  рисую, у меня ничего не получается!)Если ваш ребёнок  из  таких  "самокритиков", тактично  и  терпеливо  совершенствуйте  его  навыки  рисования, а свои  работы не используйте, вставляйте  в  папку    только  работы  ребёнка,  и  обязательно  найдите, что  в них  удалось ребёнку, что нарисовано особенно  выразительно.
  • Этот  приём  я  использую,  когда  разучиваю  стихотворение   с  совсем  маленькими  детьми,  или  с   детьми  постарше,  когда  стихотворение   мы   учим   не  для  школы, не для садика, а  по  плану  моих  занятий, и   стихотворение довольно длинное, но  нам  не  надо  торопиться. Я  читаю (или  ребёнок, умеющий читать, читает  сам)  стихотворение  два  раза,  мы  обсуждаем  значение  новых, незнакомых слов,  кратко  анализируем  стихотворение,  а  потом  встаём  из-за  стола, кладём  текст  стихотворения   там, где  в него  можно  заглянуть,  и  начинаем   придумывать,  как   изобразить  смысл  стихотворения   мимикой,  жестами, движениями. И  каждый    раз,  когда  мы  декламируем  стихотворение,  мы  сопровождаем  его  этими    движениями. Когда  ребёнок   уже   почти  выучил  стихотворение,  я   могу    "подсказывать"    ему  только  движениями. Детям  так   легче  разучивать, потому   что  к  процессу   запоминания  подключается  ещё  и  моторная, двигательная память. Придумывать  подходящие  движения  детям очень   нравится,  это    интересно, занимательно, и  в  то  же   время  развивается  мышление,  воображение.
  • Этот   приём  подходит  при  работе  с  детьми  постарше,  или   в  том  случае,  когда  декламирование   с  движениями по каким - то причинам не подходит. Разучивая стихотворение,  каждую строчку мы повторяем два раза - первый   раз   с  вопросительной интонацией, а второй раз так, как в тексте стихотворения.То  есть   получается  как   бы  такой  необычный   диалог,  когда   и  вопрос  и  ответ   совпадают:  
         Белый    снег  пушистый   в  воздухе    кружится?

         Белый    снег  пушистый   в  воздухе    кружится.

         И  на    землю  тихо  падает, ложится?

         И  на    землю  тихо  падает, ложится.
         
 Если  вы  ещё  только  начали   разучивать   стихотворение,  то   первый   раз  строчку, следя по тексту, читаете   вы, а  второй  раз - ребёнок. Каждый раз, когда   он  повторяет, он делает ещё   один  шаг  к  запоминанию    стихотворения.
             Вы:   Наша  ёлка  высока? 

             Ребёнок:
                                 Наша  ёлка  высока!
              
             Вы:   Наша  ёлка   велика?

             Ребёнок:   Наша   ёлка   велика! 

             Вы:   Выше   папы? 
           
             Ребёнок:    Выше  папы!

             Вы:   Выше    мамы?

             Ребёнок: Выше  мамы!

             Вы: Достаёт  до  потолка?
            
             Ребёнок: Достаёт  до  потолка!
    • Чтобы    "отполировать"  знание  стихотворения, довести  его  буквально до  совершенства (но не переборщите, пожалуйста, не мучайте ребёнка повторениями против его воли, во всём нужна мера!), повторяйте   стихотворение  в    повседневной   жизни - во  время    прогулки,  во  время    поездки  в  машине,  когда  одеваетесь - раздеваетесь,  моетесь  в  ванной,  и т.д. Очень  весело  читать  стихи,  качаясь   на  качелях!

        Объясните   ребёнку, что   когда   он  целиком    рассказывает   выученное   стихотворение  перед   слушателями, стоять  надо  ровно, спокойно,  распрямив  плечи, подняв голову, смотреть  вперёд,  дышать  свободно. Декламировать надо  чётко  и  внятно, правильно  проговаривая  все   слова, стараться  рассказывать  эмоционально, выразительно (в этом  поможет  анализ  текста). Сначала  надо  обязательно   назвать имя   и фамилию  автора (а  у  известных поэтов  мы  называем  и  отчество)  и  название  стихотворения. Разумеется,  если  стихотворение -   часть  большого монтажа  на  праздничном  утреннике, где дети  читают  стихи   один за другим, как перекличку, этого   обычно    не  делают.





         Мне    очень  хочется  верить,  что  мои  статьи  помогут  вам  и  вашему   ребёнку  найти  для  себя  в   поэзии  для   детей  ещё   один  источник  эмоционального и интеллектуального  развития! 

    2 комментария:

    1. Наташа я тоже начинаю сыну разъяснять незнакомые слова в стихах.И люблю когда он сам спрашивает значение непонятного слова.Но считаю,что система Занкова очень не последовательная.Зачем детям столь юного возраста предлагать выучить стихи,где много смыслового переносного текста,где много возвышенных фраз,непонятных детям...Меня трясёт от школы больше чем сына...А задачи по математике,это же ужас ужасный!Вот в прошлом году во 2 классе была задача.Её ещё много в сети мусолили.Про пенёк,накоторый сел уставший дед и мимо бежал муравей.Надо было написать о чём думает каждый...Ну бред же полный...О чём думает пень,о чём думает муравей и дед...А попробуй ка напиши,что пень не может думать,так двойка обеспечена.
      Я уже не ругаюсь ни за 2,ни за 3.Как мне однажды сказал логопед,тоже сильны педагог,не давите на сына,вам главное сохранить его нервную систему...

      ОтветитьУдалить
    2. Спасибо за чудесные подсказки! Как раз собиралась писать пост, о том как мы бьёмся за стихи во втором классе)

      ОтветитьУдалить

    НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ! Пишите, что думаете!