> Подготовка к школе: Подготовка к школе.Учим дошкольников математике. Продолжение.

Поделитесь с друзьями!

19 августа 2015 г.

Подготовка к школе.Учим дошкольников математике. Продолжение.

 Мы  уже  многому  научили  нашего  ребёнка- он  знает  цифры  от  0 до 9, считает  до  10  и  даже  до 20, до 30, до 100!
  Что  теперь? Большинство  родителей  отвечает - будем  решать  примеры! Пока  ещё  нет,  но  уже  скоро. Сейчас  нам  надо  помочь  освоить  ребёнку  ещё  несколько  важных  математических  умений.
  Для  начала  давайте  посмотрим,  насколько  прочно  и  правильно  ребёнок  запомнил  цифры. Предложите  детям  задания  типа: "Соедини  стрелочками   количество  предметов  с  нужной  цифрой" (на  моём  образце   вверху  числа  до  12, их  можно   обвести, а  на  следующей  строчке  прописать).


Сядьте   рядом  с  ребёнком  и  понаблюдайте,  как  он справляется  с  заданием. Очень  часто  дети  не  совсем  правильно  пересчитывают  предметы - называние   чисел  опережает  или  отстаёт  от самого  счёта  предметов.


    Если   ребёнок  правильно   запомнил  цифры  и  умеет  пересчитывать  предметы,  двигаемся  дальше. Теперь  будем  учиться   действовать  с   множествами, изменять их. Ребёнку   необходимо   овладеть   умениями   УВЕЛИЧИВАТЬ   и  УМЕНЬШАТЬ   множества.Здесь  нам  понадобится  любой  счётный  материал - серии  картинок  с  изображением  предметов (предпочтительнее,  если  ребёнку  ещё  нет 6 лет), счётные  палочки, а  можно  использовать  и  просто  карандаши   или  фломастеры. Даём   инструкцию: "Выложи   на    столе   6   яблок (картинки). Сколько    яблок  ты  положил? А  теперь   увеличь  их   количество   на   одно  яблоко. Увеличить - это   значит  прибавить,  добавить,  положить  ещё,  сделать   больше. Увеличь  на   2.  Увеличь  на  3. Теперь  давай  попробуем  с  морковками. Выложи  6   морковок. А  теперь   увеличь  их   количество  на   2,  на   3 и  т.д." То   же  самое  -  с   уменьшением. "Выложи   6   лимонов. А  теперь   уменьши  их  количество  на    один. Уменьшить - сделать  меньше,  убрать, забрать, отнять.  Уменьши  на  2,  уменьши  на  3.Теперь  давай   будем  действовать  с   грушами. Выложи  7   груш. Уменьши  их  количество  на   1,  на  2,  на  3. А    теперь   давай   уменьшать   буду  я  ,  а  ты   будешь  давать  мне   задания".

       Следующее   усложнение - ребёнок   должен  научиться   различать  понятия  "увеличить"  и  "уменьшить",  не   путать  их   и  всегда   выполнять   нужное   действие. Чередуйте   задания  "уменьши"    и  "увеличь", ребёнок  должен  внимательно  слушать  и  правильно   выполнять. Обратите  внимание - сейчас  главное  не   то,  чтобы   ребёнок   отвечал  на   вопрос  "Сколько  будет,  если   мы   увеличим  5   на  2?",  это  мы  будем  отрабатывать   немного  позже,  сейчас  для  нас  главное - запомнить  и  различать  понятия  "увеличить"   и  "уменьшить".  Внимание! Одного - двух  занятий  на  эту  тему   мало,  повторить  надо  много  раз   на  разном  материале,  это   очень  важная  тема!


 Очень  важный  этап - умение  сравнивать  множества   предметов. Опять работаем с карточками  или  другим счётным материалом.
 "Выложи  в  ряд  6  мишек. Пересчитай. Сколько  мишек? Под  мишками  выложи  4  неваляшки. Выкладывай  так - неваляшка  под  медвежонком.




Сколько   неваляшек? А  чего  БОЛЬШЕ - мишек  или  неваляшек? Чего  меньше? НА   СКОЛЬКО? (Возможные  ответы - на  4,  на  6). Вот  этот  момент  некоторые  дети  понимают  не   сразу,  объясните  несколько  раз,  покажите - мишек   БОЛЬШЕ   на  2,  неваляшек   МЕНЬШЕ   на  2.Надо  назвать  и   показать,  на  сколько  множества  ОТЛИЧАЮТСЯ. Можно так  у  этого мишки  есть  в  пару   неваляшка, и у этого тоже, и у этого, у  этого. А  два   мишки  остались  без   пары,  потому  что  мишек  больше.Больше  на  2,  2   мишки  без  пары.
 Как   сделать,  чтобы   мишек   и  неваляшек  стало  ПОРОВНУ, ОДИНАКОВО? Можно   добавить (прибавить)  двух  неваляшек,  можно   отнять (убрать)  двух  мишек. Пускай   ребёнок  проделывает  это  с  карточками. Отрабатывайте   понимание   ребёнком   соотношения   множеств  предметов   до  полного  осознания   на   разных   примерах.  БОЛЬШИНСТВО   школьных  задач   содержат   условие   или   вопрос  "больше   на  3   яблока...", " на   сколько   больше   деревьев  посадили..." Дети,  которые  этого  не  понимают (а  их  родители  не  понимают,  почему  ребёнок  не  понимает), не  могут  выполнить  очень  многие   задания, не  способны  решать  задачи. Ребёнок  должен  сначала  научиться  сравнивать (и   уравнивать)  множества   предметов,  и   только    потом  сравнивать  множества,  выраженные    цифрами. Дети  легко  выполняют  задания  вида:



  но   вопрос  "На  сколько  больше (меньше)?" вызывает  трудности.Поэтому  объясняйте  этот  момент  столько  раз,  сколько  требуется   вашему  ребёнку. Когда  он   освоит   сравнение  предметов,  переходите  к  сравнению   чисел.




Помогите   ребёнку   запомнить  знаки "больше"  и  "меньше". Я  рассказываю  такую   историю "Знак  " меньше"   плохо  кушает,  он   не   любит,  когда  ему   дают  много. Поэтому  он   худенький   и   похож  на  носик. Перед  ним   выкладывают  предметы,  его  спрашивают  "Хочешь   ещё?", а  он   машет  головой  и  крутит  носом "Я  не   хочу  много,  я  хочу   мало, хочу   МЕНЬШЕ !". А   знак "больше"    похож   на    ротик,  он  хорошо   кушает,  всегда   хочет  ещё  побольше   и  поэтому  широко  открывает   рот "Я   хочу   много,  я  хочу  БОЛЬШЕ!" Начинайте   с  заданий,  где  сравниваются   множества  предметов  и   числа,  а   потом  уже   переходите   к  заданиям,  где  числа   сравнивают  друг  с  другом.

        Зачем   мы  сейчас  тратим  столько  сил  и  времени  на   занятия  с  ребёнком? Для  того,  чтобы  ребёнку  в  школе  было  легче  усвоить  программу,  для  того,  чтобы   не  было  пробелов  и  неуспешности, а  главное - чтобы  детям  нравилось  учиться! Поэтому   не  забывайте  хвалить  дочь  или  сына,  проводите   занятия  в  хорошем  настроении,  рассказывайте  всем   родственникам,  друзьям  и  знакомым,  какой  ваш   ребёнок   молодец,  умница, труженик,  и  как  он  хорошо  учится (даже  если  это  не  совсем  так) !

1 комментарий:

  1. Здравствуйте, Наталья! Я педагог с большим стажем. Сейчас на пенсии, но продолжаю работать репетитором. 8 лет перед пенсией работала в логопедических группах воспитателем. Готова подписаться под Вашей "Декларацией прав ребенка" под каждым Вашим словом. Очень понравились Ваши консультации для родителей, все по полочкам разложила, бери и пользуйся!

    ОтветитьУдалить

НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ! Пишите, что думаете!