> Подготовка к школе: Подготовка к школе.Обучаем дошкольников математике. Учим состав числа.

Поделитесь с друзьями!

19 августа 2015 г.

Подготовка к школе.Обучаем дошкольников математике. Учим состав числа.

  Следующий этап в освоении  дошкольниками   математики - изучение  и  запоминание  состава   чисел  в пределах 10. 

Что   это  означает - изучение    состава   числа ?

 Это   значит, что  ребёнок  должен  помнить  все  комбинации  пар  чисел, из  которых  может  состоять  число до  10. Примерно  так : "Число  8   может  быть   составлено  из  чисел  1 и 7 (7 и 1), 2 и 6  (6 и 2), 5 и 3(3 и 5), 4  и  4.

Не   обязательно  по  порядку, но  желательно  ЗАПОМНИТЬ  все   возможные  комбинации. 

Ещё   лучше,  если  вы  поможете  ребёнку  выучить и
состав   чисел  второго  десятка - то  есть  от  11  до  20.

 На  это  в  первом  классе  вам  отведут  совсем  мало  времени. Чтобы  что - то  запомнить,  необходимо  много  повторений.  В  школе  на  запоминание  времени  не  будет, в школе, помимо  математики, у  ученика ещё  много  предметов,  и  по  каждому   из  них  надо  будет  овладевать  новыми  знаниями,  и  многое  запоминать.
    Но   если  мы   с  вами   занимаемся  с  ребёнком  уже  давно (надеюсь, лет с  2х), и  занимаемся, не  принуждая  и  не  заставляя  ребёнка,  а  заинтересовывая его  и  поощряя  малейшие   успехи, то  его  ПСИХИЧЕСКИЕ   ПРОЦЕССЫ
(сейчас  нас,  в  первую  очередь,  интересуют  внимание  и  память) достаточно  развиты, и  у  ребёнка  сформирован  интерес  к  учёбе.

  Потому   что  запоминание   состава   чисел - это  уже  серьёзный   этап  обучения, для него   необходимо  сознательное  и  заинтересованное  отношение   ребёнка  к  учёбе.


    Состав   чисел   мы  запоминаем,  повторяем  много  раз,  и  для  того,  чтобы   обучение  не  превратилось  в  мучение,  мы  будем  применять  разные  методические  приёмы,  наши  задания  мы  будем  разнообразить.

  Для    знакомства  с  составом    чисел  нам  понадобится   счётный   материал. Карточки   с  одинаковыми   картинками   предпочтительнее  в   начале,  позже  лучше  использовать  счётные  палочки.

 РАЗРЕШАЕМ   ребёнку  пользоваться  для  счёта   ПАЛЬЦАМИ. Лучше   сейчас,  чем  в  третьем  классе,  но  этот  этап  проходит  каждый  ребёнок. Счёт  на  пальцах  очень  полезен,  подключаются  к  запоминанию  зоны  мозга,  отвечающие  за  осуществление  мелких   движений,  и  помогают  нам  быстрее  запоминать  состав  чисел.

 К  тому  же  пальцев  у  нас  10 - очень  удобно  и  очень  наглядно,  и  здорово,  что  пальцы  всегда  с  нами,  можно  воспользоваться  в  любой  момент. Я  начинаю  обучение  с  состава   числа  5,  а  на   состав  чисел  2, 3 и  4   только  даю  задания,  там  так  мало  комбинаций,  что  ребёнок  легко  ими  овладеет  без  специальных  усилий.

   На   первом  занятии  мы   с  ребёнком  вместе  размышляем  и  выкладываем  из  счётных  карточек  -  как   5   предметов  делят  между  собой  два  персонажа (кому   из  детей   что  ближе - два  брата, два  друга, для  детей помладше  могу  взять  картинки  со  зверюшками - белочка и ёжик  делят  орехи). 

Проходим  все   варианты - у  белочки  1  орешек,  у  ёжика  4,  у  белочки  2  орешка, у  ёжика  3,  у  белочки  2,  у  ёжика  3 и т.д. Чтобы  ребёнок  увидел   все   возможные  варианты. 

Не   просто   "увидел", а   подействовал, пропустил  через   себя,  ощутил   такой   важный    момент "Если  в  одном   месте  прибудет, в  другом  обязательно  убудет".  С детьми  с  высоким  уровнем  готовности  к  школе  делаем  это  в  тетрадях  в  клеточку  вот  таким  вот  образом. (Ребёнок   сам закрашивает  клеточки   двумя  разными   цветами).





Так   мы  начинаем   работу  с  каждым  числом! Я  не   перехожу   к   изучению  состава   следующего  числа,  пока  ребёнок  не   овладеет  как   следует   составом  числа   нынешнего! На  следующих занятиях   мы   повторяем (запоминаем)  состав   числа. Я использую  такие  игры  и  упражнения :

1." Угадай, сколько  предметов  спрятал  гном" (любой  персонаж, лучше маленькая  игрушка из  киндера) ,  у  меня  разная  для  каждого  "дома". Приготовьте   домик  с  цифрой   на   крыше. И  набор   счётных  карточек - несколько   предметов, всех  по столько,  сколько  написано на крыше  домика (какое   число  вы  сейчас  изучаете).



"Смотри,  какой  запасливый  наш  гном,  чего  только  нет  в  его  домике,  и  всего  по  7 -  7  яблок,  7   морковок,  7   огурцов, 7  груш. Давай   поиграем  с  ним   в  "Математические  прятки". Гном  будет  прятать  несколько  предметов, а  ты  будешь  угадывать,  сколько  именно  предметов  он  спрятал. Давай  начнём. Закрывай   глаза! Открывай. Что  спрятал  гном? Яблоки! Сколько яблок  гном  спрятал?

 (Сначала   все  предметы   разложены   рядами,  и  ребёнок  ориентируется  на   количество  других  предметов,  потом  вы   эти  ряды  убираете,  и  ребёнок  только  думает,  вспоминает,  считает. Если  надо - пусть  считает  на  пальцах,  когда  запомнит,  он  сам  перестанет  пользоваться  пальцами.).


2." Сколько  в   корзинке? ". У  меня   есть  такая  настольная  дидактическая  игра,  но  на  "Лабиринте"  я  её  не  нашла,  наверное,  больше  не  выпускают. Я  всё   равно  о  ней  расскажу,  несложно  сделать  что - то  подобное,  или  придумать свою  игру  на  основе  имеющихся  у  вас  игр. Нужны  корзинки (вёдра, сумки - что  вы  придумаете) с   числами  от  5  и  до...  и   много  карточек  с  числами  от   1  до ...

Суть  игры  - кто  быстрее  наполнит  свои  корзинки   ПАРАМИ   чисел,  которые    в  сумме  дают  число,  написанное  на  картинке. К  примеру,  у    ребёнка    на  корзинке - число  8. Он   должен   "положить"    в  корзинку   2    карточки,  чтобы  в  сумме   написанные    на  них  числа   составляли   8. Значит,  он  может  "положить"  7 и 1,  или  6  и 2,  или  5 и 3,  или   4 и 4 (какую -  то  одну   из  этих  комбинаций).

 Я  усложняю  правило - мы   потом  не  просто  проверяем  корзинки,  мы   прячем   числа    на    корзинках   и   "угадываем",  какое  число  написано  на  корзинках  друг  у  друга  по  сумме  чисел. То  есть:  "Никита, я  вижу,  в  твоей  корзинке  числа  5 и 3,  значит,  на  твоей  корзинке  стоит  число   8,  я  угадала?". Если  ребёнок  "продвинутый",  я   обязательно  "ошибаюсь",  чтобы  ребёнок  меня  поправлял  и  тренировал  внимание.

Ещё  одну   игру  вы   найдёте  здесь.

    Ещё  один   из  способов  помочь  ребёнку  осознать  и  запомнить  состав  чисел - выполнение  заданий    с  помощью  числового   луча. (Вы   можете   чертить  числовые  лучи,  а  можете   использовать  шкалу  линейки).

    Главное   правило:  если  мы   хотим  прибавить, двигаемся 
вправо,  хотим  отнять - влево. Начинаем  двигаться  от  первого  числа. Например, " к   4 + 2 " -  ставим   пальчик 
(ручку, карандаш)  на  4,  и  двигаемся на  два деления  вправо.






Покажите    ребёнку  столько  раз,  сколько  ему  необходимо  для  полного  понимания (кому -то  2  раза,  а  кому - то   12 -  пожалуйста,  спокойствие  и  позитив,  дорогие  родители!),  как   определять   состав  числа   на  числовом  луче .Числовые  лучи - это  любимый   приём  Людмилы   Георгиевны  Петерсон,  чьи  программы   по  математике   пугают  родителей  первоклассников. Начните  знакомство  с  ними  до  школы,  и  в  1  классе  будет  легче!


Такие   задания,  как  представлено  ниже,  я  даю  на   повторение  и   закрепление  состава  числа    сразу    нескольких  чисел.





    У   меня   ещё   много  интересных  заданий, но,  я  чувствую,  надо  их  оформлять  в  тематические  электронные  книги.


     Итогом   ваших  занятий  с  ребёнком   должно  стать  запоминание  ребёнком  всех   комбинаций. Вы   идёте   по  улице   и  спрашиваете "А   как   может  быть  составлено   число  10 ?"  И  ребёнок   вам бодро  и  весело  отвечает "9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4, 5 и 5 !"

    Ещё   советую  прочитать  "Учим состав числа. А зачем?"

"Учим состав числа. Простая, но очень полезная игра"

"Как решать примеры на вычитание, зная состав числа"

"Как выучить состав числа БЫСТРО."


Сравните   цены   на   рабочие   тетради   по  методике 
Людмилы   Георгиевны   Петерсон   
в   "Книжном   лабиринте" 





и   на   "Озоне".  Выберите   то, что  вам   больше  подходит!
Не   упускайте,  время, помогайте ребёнку   освоить 
состав   числа! 

Раз - ступенька, два - ступенька... Математика для детей 5-6 лет. Часть 1. Людмила Петерсон, Надежда Холина | Купить школьный учебник в книжном интернет-магазине OZON.ru | 978-5-85429-273-3Раз - ступенька, два - ступенька... Математика для детей 5-6 лет. Часть 1. Людмила Петерсон, Надежда Холина | Купить школьный учебник в книжном интернет-магазине OZON.ru | 978-5-85429-273-3
Игралочка - ступенька к школе. Математика для детей 6-7 лет. Часть 4 (1). Людмила Петерсон, Елена Кочемасова | Купить школьный учебник в книжном интернет-магазине OZON.ru | 978-5-85429-642-7Игралочка - ступенька к школе. Математика для детей 6-7 лет. Часть 4 (1). Людмила Петерсон, Елена Кочемасова | Купить школьный учебник в книжном интернет-магазине OZON.ru | 978-5-85429-642-7

2 комментария:

  1. Нам со старшим очень помогли палочки кюизенера,

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, спасибо, что мне про них напомнили! Надо про эти палочки отдельно написать.А я их при изучении состава числа и не использую... Расскажете, как?

      Удалить

НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ! Пишите, что думаете!