> Подготовка к школе: Подготовка к школе.Как научить ребёнка читать. Учим буквы.

Поделитесь с друзьями!

22 августа 2015 г.

Подготовка к школе.Как научить ребёнка читать. Учим буквы.



  Знаете, лет 5-7 назад, если  родители  приглашали  репетитора  по  подготовке  к  школе, то  запрос   формулировался  почти  всегда  так : " Научить  ребёнка   читать". Ну  а  дальше  я  уже  старалась  объяснить  родителям, что если  у  ребёнка  всё  нормально  с  психическими  процессами, то  за год  перед  школой, занимаясь два  раза  в  неделю, мы  и  писать  научимся, и считать, и  много  чему  ещё. И  всё  мы  успевали, и  в  школе  по  чтению  почти  у  всех  детей( я  сейчас  не  о  своих  учениках, вообще  у  всех  детей)  отметки, как правило, были  выше, чем  по  русскому  языку  и  математике.


     Времена   изменились, изменились  стандарты  образования. В прошлом  году  мои  ученики-первоклассники  показали   результаты   в  мониторинге    по  чтению  хуже, чем  в  мониторингах  по  русскому  и  по  математике.
Надо  было  прочитать незнакомый  текст (содержания для  первоклассников  не  очень  понятного)  и  выполнить  по  нему  ряд  заданий, основанных  на полном понимании  и  осмыслении  текста. Так что  чтение - больше не  самый  лёгкий   предмет  в  начальной  школе, учебные  нагрузки  увеличены  и  здесь.

     Выросли  объёмы  текстов  в  учебнике "Литературное  чтение", выучиться    читать  первоклассники  должны  успеть  до Нового года. Поэтому запрос "Научить  ребёнка  читать"  актуален  сейчас, как  никогда. К  школе  нужно  уметь  читать. Желательно бегло. Желательно  выразительно.Обязательно  осознанно - понимать, о чём говорится  в  тексте. Ну что же, надо - так  надо, будем  учиться!

    Начинаем  обучение, естественно, с  запоминания   букв.
Если  вы  этот  процесс только  начинаете,  начинайте  с  гласных. А, О , У , Ы, И (остальные - позже).  Потом  согласные   М, П, С, Т, Ш, Н,Л  (такая  последовательность  удобна , чтобы  начинать  читать   слоги  и  слова, не  дожидаясь, пока  ребёнок  выучит  все  буквы.) Вы  параллельно  учите   буквы   и  пишите /  читаете   слоги  и  слова   с  уже  изученными буквами.

  Обязательно  повесьте  в  где-то  на  виду  настенную  азбуку  с  картинками, лучше  это  сделать  когда  ребёнку  год  или  два. Дети  настолько  любопытны, что  часть  букв  вы  выучите  с  помощью  этой  азбуки, ещё  не  начав  заниматься  и  не прилагая  никаких  усилий.

А  если  у  вас  есть  время  и  желание, можно  сделать  настенную  азбуку  самим, да  не  простую  азбуку, а  с  "окошками". Идею  я  увидела  на  замечательном, познавательном  и  вдохновительном  сайте  Татьяны  Пироженко       "Это интересно!"    обязательно  познакомьтесь   с  этим   сайтом, если  ещё  не   знакомы,  это  просто   какой-то  неисчерпаемый  кладезь  интересных  проектов, игр, занятий  с  детьми, одновременно  и  обучающих,  и  очень  занимательных!  У  Татьяны   азбука английская  , но  ничто  не  мешает  вам  сделать  её  русской. 

А  если  вы   решите  делать  эту  азбуку  ВМЕСТЕ  С  РЕБЁНКОМ,  польза  от  этого  вырастет  в  несколько  раз.


Во-первых, любое  совместное  дело  сближает, приносит  ребёнку  огромную  радость.

 Во-вторых, участвуя в  каких-то  процессах  вместе  с  родителями, ребёнок получает  новые  умения  и  навыки.

 В-третьих, если  вы  правильно  всё  организуете  и   ребёнок  будет  чувствовать  себя  вашим  помощником, это  ещё  один  плюсик  к  его  самооценке. 

Ещё  один  момент - в  окошечках  приклеены  картинки, начинающиеся  со  звуков, которые  обозначают  эти буквы. Если ребёнок  будет  вместе  с  вами  искать подходящие  картинки, (а  можно  и  самому  ему  поручить, это будет  дольше, но пользы  для  его  развития  больше  принесёт), он  лишний  раз  повторит  и звуки, и буквы, т.е. потренирует  и  внимание, и память, и фонематический  слух - такая  получится  самостоятельная  подготовка  к  школе.

  На  этом  месте  хочу  провести  небольшой  "ликбез"  для  родителей - что такое  буквы, и что такое  звуки. Звуки   мы  слышим  и  произносим, звуки  составляют  устную речь. Буквы    мы  пишем  и  читаем, из букв складывается  письменная  речь. Буквы  обозначают  звуки на   письме. Если  мы  хотим  написать слово, мы слушаем, из каких звуков оно состоит, и обозначаем эти звуки буквами,записываем  их  в правильном  порядке. Если мы читаем, мы видим буквы, и произносим звуки, которые  они  обозначают.
 
Когда  вы   будете  учить  с  ребёнком  согласные   буквы, обращайте  внимание   вот  на  что -  согласные  мы  учим  не  так,  как  они   называются  а  азбуке,  а  без  призвука  гласной. То  есть  не  "ЭН", не  "НЭ", а  короткий  звук   "Н",  как  в  конце   слова  "сон". Не  "КЭ"",не  "КА",  а  короткое   "К"  как  в  слове  сок.


     Я   по  своей   методике  учу   ребёнка  параллельно  и    писать   букву   и  узнавать  написанную,  потому   что, разумеется,  когда  мы  пишем,  мы  лучше  запоминаем. Конечно, очень  удобно  использовать  прописи (мы  сейчас  говорим  только  о  печатных  буквах!) Но   не  каждый   ребёнок  готов   работать  в  прописях,  это  довольно   скучное и  однообразное  занятие. Давить, заставлять  мы   не  будем!  Будем  думать  и  фантазировать!


 Так   как  учим  ребёнка  мы  только  на  позитиве!!!, то  нам не  нужны  ссоры  и  слёзы  из-за прописей.Если  ребёнок  "ещё не  дорос"  до  прописей, придумываем  игровые  задания  для  письма, например "буквы  ходили  гулять, наступил  вечер, помоги  буковкам  собраться  в  домике (ребёнок  пишет, вы комментируете: пришла  буковка "м", а вот ещё  одна, а вот там, смотри, ещё  одна  буква  на качелях  качается, ей  пора  домой!). С вашей  стороны-максимум терпения, доброжелательности и заинтересованности.

    Приём, который  помогает  детям  постарше  писать  в  прописях: "Ты  сейчас  напишешь  строчку букв, и мы  с  тобой  выберем  самую  красивую и это будет принцесса, мы  ей  нарисуем  корону (рисуйте над буквой корону цветным  карандашом, сначала сами, потом научите ребёнка-это будет ещё одно упражнение для мелкой моторики).Или: "А эта ,бедненькая,самая кривая, давай подарим ей  цветочек (сердечко),  чтобы не грустила!" Импровизируйте, включайтесь в игру, получайте наслаждение  от общения с ребёнком.

     На  этом  этапе  хорошо  использовать  такие  задания: напиши  рядом  с  картинкой , с  какого  звука  начинается это  слово, напиши, на  какой  звук  заканчивается  слово. Польза  от  таких  заданий: развивается  фонематический  слух, тренируется моторика, повторяем  буквы, постепенно  привыкаем  к  письменным  заданиям, развивается способность к концентрации внимания.

     Заведите  комплект  карточек  с  буквами (без  картинок, только  буквы). Приобретите, или сделайте  сами. Вот  примеры   нескольких  простых  игр, которые  помогут  ребёнку  запомнить  буквы (напоминаю, занимаемся  мы  всегда  радостно  и  хвалим  ребёнка) .

    "Какая  буква  появилась?" .Просим  ребёнка   закрыть  глаза  и  достаём  первую  карточку.
"Назови, какая  это буква". Ребёнок  называет. "Закрывай  глаза, сейчас  появится  следующая  буква"  и т.д.

       Игра  "Какая  буква  спряталась?", как  понятно  из  названия, проводится  наоборот - вы  по  очереди  прячете (а потом  возвращаете  на  место)  карточки  с  буквами.
Этот  вариант  труднее,  но  он  лучше  тренирует  память.

       Игра   "Какие  буквы  поменялись   местами?"  ещё  сложнее,  но  и  ещё  полезнее. Таким  образом, чередуя  эти  игры, можно  запоминать  всё, что  угодно - цифры, геометрические  фигуры,  названия  животных, деревьев, птиц, инструментов.

      Ещё  интереснее  и  сложнее  повторять  что-то, играя  в  "Memory" (используйте  пары  карточек,  разложите  их   рядами, лицевой  стороной  вниз. По  очереди "открывайте"  по  две  карточки, если  получилось  взять  две  одинаковых - забираете  их  себе, выиграет  тот, кто  наберёт  больше  карточек). Эта  игра  развивает  память, внимание, навыки  счёта. А уж  какой  восторг  испытывают  дети, когда  выигрывают! (Поддавайтесь  им, пожалуйста, почаще, а  на  первых  порах почти всегда!). Для  поиска  новых  полезных и занимательных  игр   хочу   вас   направить   ещё  на   один   потрясающий   сайт   для  детей   и  родителей. Там  вы   получите   просто  фантастический  заряд  энергии   и  позитива.  Наталья  Чистоклетова   и  её  замечательные    "Игры, в которые играют дети и я"   . Наталья  ведёт  развивающие  занятия  в  детском  клубе   и  щедро  делится  своими  материалами, почти  все  задания  можно  скачать! Я  открыла  сообщения  с  меткой буквы  проходите  и   играйте!
  
     Желаю  вам  наслаждаться  занятиями  с вашим ребёнком!

2 комментария:

  1. Спасибо за советы! Мы в 2 с половиной года уже знали весь алфавит, а потом немного расслабились. Перешли на цвета, цифры и игры на логику. А школа ведь не за горами, надо опять вспоминать алфавит и потихоньку учиться читать)

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Ирина! Да, в первом классе ребёнок уже должен читать бегло. Поэтому до школы необходимо успеть довольно много!

    ОтветитьУдалить

НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ! Пишите, что думаете!