> Подготовка к школе: Подготовка к школе.Как научить ребёнка читать слоги?

Поделитесь с друзьями!

19 августа 2015 г.

Подготовка к школе.Как научить ребёнка читать слоги?

    



 До   чего   же    каждому  родителю  хочется,  чтобы  его  ребёнок  поскорее  выучился  читать! Вот   такой   у  нас    сложился   стереотип - читает  ребёнок  или  нет   для  родителей  является  показателем  его  интеллекта.  Никогда  не  слышала,  чтобы   родители  хвастались  "А  мой   уже   знает   все  цифры!",  или  "А   моя   уже  умеет   писать!", "А  мы   уже  в   трёх  музеях   побывали!";   изредка   бывает,  что    родителям   нравятся   рисунки   ребёнка : "Мой  ТАК   рисует!".  А  вот   чтение - это   "наше   всё"!. Практически   у    каждого   нового   ученика  мне  рассказывают   истории   о  том,  в  каком   возрасте   "уже   читал "   папа,  мама,  племянник,  сын  друзей,  сын  друзей   папы,  сын  друзей   мамы,   внук    друзей   бабушки  и  т.д. А  вот  этот  вот  ребятёночек (мой  новый  ученик) ах,  отстаёт!  ах,  непорядок!  Ему   уже   6 (5,4,3,2),  а  он   ЕЩЁ    НЕ   читает!
Это  трагедия (позор! мы - плохие   родители!).
    Нет, нет  и нет! Вы - хорошие  родители,  и  в  это   надо  верить! Всему  своё  время, и  не  надо  ориентироваться  на  других  детей! Всё   получится,  и  всё   у  вашего  ребёнка  с учёбой  сложится  хорошо! От  излишней спешки, чрезмерного  давления на  ребёнка  вреда  гораздо  больше,  чем  пользы!


     Поэтому   давайте  мы   с  вами   начнём  учить  ребёнка  читать  спокойно  и  вдумчиво,  никуда   не  будем   торопиться,  и  тогда  у  нас  с  вами   всё  получится  легко,  радостно  и  быстро! Да, быстро,  потому  что  мы  будем  идти   не  коротким  путём,  а  правильным!


   Итак,  читаем  слоги. Большинство  родителей   делает  такую  ошибку - этап   чтения  слогов  они  просто  пропускают. Мы  ведь  буквы  выучили? Выучили! Чего  ещё  надо?! Будем, значит,  слова  теперь  читать,  а  лучше  сразу  книжки! (Сплошь  и  рядом  такое  наблюдаю).

      Получается,  что  в  овладении  чтением  мы  заставляем  ребёнка  перескакивать  сразу  через  несколько  ступенек! А  вы   сами  давно  через  ступеньки  скакали? Попробуйте - это  очень  удобно? Можно  ведь  и  ногу  сломать!

       ПОСЛЕ   РАЗУЧИВАНИЯ  БУКВ  (или  в   процессе   разучиваия -  когда  в   арсенале  ребёнка  есть 2-3-4 гласные   и  столько  же  согласных)  НАДО   уделить  учить   ребёнка  читать   слоги! Не   спешите   переходить  к   словам   и,   тем  более, к   предложениям.

       Слова   состоят  из  слогов,  мы   научимся   их  читать,  и  слова  читать  будет  легче.  Не   забудьте  о  том,  что  слоги -  то   бывают  разные,  полегче:  МА, МО, МУ, МЫ, (то  есть  согласные  звуки   произносятся   твёрдо), потруднее: МИ, МЕ,МЮ, МЯ, МЁ (согласные   звуки    произносятся  мягко),  и   ещё   труднее  ПРО, ПРУ, ПРИ, ПРЕ, СЛО,СЛУ, СЛЮ,СЛЯ.


        Если   слоги   первого   вида   ребёнок    прочитает   с  лёгкостью,  вторые - с  вашей  помощью,  то   слоги   третьего   вида   вызывают  наибольшую  трудность, читать  их   ребёнка  обязательно  надо   учить   специально.

       В   начале    обучения  чтению  слогов  я  рассказываю  детям  такую  сказку. В  сказочной  стране,  где  живут  только   буквы,  гласные   и  согласные    буквы    жили   в  разных  домах   по  соседству. Гласные  буквы    каждое  утро  начинали  с  весёлых  песен  (предлагаем  ребёнку  изображать,  как  поют  буквы) "АААААА!" (тянем   долго), "ОООООО!", "УУУУУУУ!"


Согласные    буквы,  когда  слышали  эти  песни,  только  грустно  вздыхали  и  тихонечко   бормотали  свои  имена (ведь  петь - то   они  не   могли!) :  "М", "Н", "Т", "С". Не   забудьте, мы  произносим   гласные  без  призвука  гласного,  т.е. не  "ЭМ"   и  не   "МЭ", а    короткое   "М".


   А   иногда   согласные   даже  плакали - до  того  им  хотелось   петь! И  вот  как - то   в  домик  к  согласным   постучалась  гласная   буква  "А".  Она  сказала : "мне   очень  хочется  вам   помочь!  Мне   так  жаль,  что  у  вас  не  получается  петь! А  давайте  петь   вместе!"  "А    как  это?"  спросили    согласные. "А  вот  так " - ответила  буква  "А" -  сначала  вы   будете   произносить  своё   название,  а  потом  я   буду  петь. И  у  нас  получится  общая  песенка. Давайте   попробуем!"   Первой   вызвалась  петь  вместе  с  "А"   буква   "М". "Послушай,  какая  у  них   получилась  песенка  "МА,  МА,  МА". Ты  слышишь - сначала  "М"  быстро  называет  своё    имя,  а  потом  начинает  петь  "А". "МА, МА, МА".  А  теперь  буква  "П" -  "ПА", "ПА", "ПА". Кто ещё   хочет  попробовать? Буква  "С"  -   "СА", "СА", "СА".

Позже  расскажите  про   букву   "О",  которая  тоже  захотела  "подружиться "   с  согласными,  про  букву  "У"   и  т.д.  Я  привожу  вам  страничку  для  чтения. Сначала  гласные  поют,  согласные  могут  только  произнести  своё    имя  и  поэтому  они  "плачут".  А  в   следующих   столбиках  буквы   подружились,  держатся  за  руки. Сначала   читайте  слоги  сверху  вниз,  чтобы  ребёнок  понял  аналогию  "МА", "ПА", "СА"   и  т.д.

 Не   спешите  требовать  от  ребёнка  самостоятельности,   читайте  слоги   сначала    сами,  потом   вместе   с  ребёнком  до  тех  пор,  пока   ребёнок   не  поймёт  принцип   слияния  гласной   и  согласной.


    Не  забывайте  наши  два  важных  правила:
1.НА   ПОЗИТИВЕ!
2.ПООЩРЯТЬ  УСПЕХИ  РЕБЁНКА!
    Желаю  вам   успехов  в  занятиях  по  обучению   чтению!



6 комментариев:

  1. Наташа вы мне так нравитесь!!!Такой суперский подход к обучению!Мне очень всё нравится!Всё это по мне! Ведь я так безумно люблю образы.Только заметила,что и дети мои растут в этом мире образов,которые порой не понимают учителя.Ведь у меня могут плакать не только одушевлённые предметы,но и те,кто не может говорить и думать.А наши дети на улице иногда смотрят на других деток с непониманием.Домашние они у нас что ли...Не знаю как сформулировать и объяснить...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, а как вообще у вас в городе общая тенденция - много родители детьми занимаются? У нас сейчас всё больше неработающих мам, которые заняты только детьми (часто это только 1 ребёнок). Кто-то просто таскает по куче кружков и секций, а кто-то всю душу вкладывает. Результаты разные.
      Мы с обеими дочками поменяли по несколько детских садов. Везде была своя атмосфера - какие родители подобрались. Где -то мои залюбленные дети тоже были белыми воронами (и я). Тогда было неуютно. Сейчас понимаю - дочки -то уже немаленькие! -всё было правильно. В одной и той же школе - у одной класс был -половина дети из неблагополучных семей, никто учиться не хотел, обстановка бардачная. А Маша сейчас учиться - такой класс отборный, все детки любимые, умненькие, ответственные, прямо балдею какой год! Это наша среда обитания!

      Удалить
    2. Общая тенденция такая же : все как ненормальные носятся с детьми по кружкам.А мы вот как раз не в теме.До школы старший никуда не ходил,среднего пытаюсь привлечь,но он прижался ко мне и не пошёл.Мне кажется,нашим детям и дома хватает занятий и развлечений.Мама сумасшедшая немножко...Или они у нас такие сажатые...или скромные...Но стесняются всех и всего.

      Удалить
    3. Лена, настанет момент - и всё сложится и одно "наложится" на другое - то, что ты вкладывала в детей, и школьная премудрость. У одних детей раньше, у других позже это происходит. Но без нашего терпеливого вклада в их развитие дети слишком быстро "выдыхаются" и задыхаются от школьной рутины и однообразия. А если до школы они уже были заинтересованы процессом познания - они обязательно начнут интересоваться и учебными процессами школьными. С моей младшей дочкой это произошло только в 7 классе. Зато теперь это прочно и основательно. Надо верить - никакие родительские усилия не пропадают впустую! (Я имею в виду - усилия добрые, с любовью и пониманием своего ребёнка).

      Удалить
  2. Не плохо. Интересный подход. Главное в работе с детьми быть самим немного детьми.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Мне очень помогает в работе с детьми то, что я люблю и пошутить, и поиграть, а могу и быть строгой.

      Удалить

НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ! Пишите, что думаете!